пятница, 14 сентября 2012 г.

Группа К, пижоны от ИТ и поставщики-балбесы

http://cnews.ru/

Россия: Хакеры, укравшие миллионы из банка «ВТБ 24», получили условный срок

В Москве завершился первый в истории России судебный процесс против группировки фишеров - мошенников, похищающих деньги у интернет-пользователей, заманивая их на поддельные веб-страницы банков и платежных систем и получая их конфиденциальные данные.

В случае фишинга братьев Евгения и Дмитрия Попелышей и их помощника Александра Сарбина пострадали более 170 клиентов банка «ВТБ 24» из 46 регионов России. Совокупные финансовые потери жертв фишинга составили 13 млн руб.

Кроме того, подсудимым вмени… полный текст

Источник: CNews


Это вместо приветствия. :) Ау, мы живы! :)

Нет, серьезно, все уже совершенно не смешно. Открою Вам страшную тайну: на электронных торговых площадках зарабатывают все, кроме участников торгов. Заказчики просто тратят баблосы на фиг пойми чё. Торговые площадки прокручивают бабло, зарезервированное для обеспечения торгов. Продавцы ЭЦП сшибают по $200 за штуку, сам такой и это самый дешманский тариф, между прочим. :) Махровым цветом расцвели мелкие конторы, где чоткие посоны обеспечивают "победу в тендере", расталкивая баксы чиновникам в конвертах за решения комиссий. По.б.тельские кооперативы всучивают липовые гарантии, которые потом признаются незаконными. Участники продают поражение в конкурсе за 10% от стоимости контракта, выигрывай, чо. В каждом крупном городе есть фирмы, которые за деньги "готовят" конкурсную документацию. У всех в почте есть спам от приглашений на семинары, на которых "точно научат выигрывать конкурсы". По 500 бакинских с носа и Вы эксперт. ИТ-ники ухмыльнуцца, ибо уметь работать с сайтом закупок или торговой площадкой действительно сложно. Старое слово быдлокодеры актуально на всех этих площадках, как никогда. А лучший способ въехать в 94-ФЗ и 223-ФЗ - читать всю эту галиматью и применять. :) Испекли мне уже мозг системы мониторинга за 50-ю электронными торговыми площадками. По 500 бакосв за софтинку, которая агрегирует контент с площадок по ключевым словам - полсотни SQL-запросов (Full Rest HTTP?). Есть упыри, типа сами-знаете кто се...., где это вообще стоит 100Крублей в год.
Но фишка нонешнего осеннего сезона стоит отдельно! Это поворотный момент в деле! В офисе фирмы, уже подавшей заявку на участие в конкурсе падает электронная почта. Поможем "выиграть конкурс" за 10% стоимости. В момент проведения торгов ДДОС-ят всех, кто не заплатил. Это уже совсем из рубрики за гранью, Вы не находите?
Я ИТ-шник с 1984 года. Как решить эту задачу для себя, я знаю, все банально.
Но большая часть участников торгов вообще "не вкурсе чё этта?". :)
Мы плавно въезжаем в совершенно новую реальность. Ща капнут марафета в виде Федеральной контрактной системы, основная мысль которой "предварительная квалификация поставщиков, сиречь толковище кто и скока отдаст". :)

Поэтому весьма занимательна и поучительна история этих ворюг, после которых ВТБ24 в системе Банк-Клиент ввел защелки и пришлепки для усложнения процесса. Смотрите, что происходит в глобальном смысле: хакеры от охоты на граждан переключились на разбой на ЭТП (Электронных торговых площадках). Особая пикантность, что бабла не нашли. Тут есть простор для конспирологических теорий: все равно наше. Отдали на допросах. Откупились, чтобы "не нашли". Впишите сами, по вкусу. :) Заметьте, группа К полицейская была не при делах, аж само ФСБ вписалось в историю. Хотя, на мой взгляд - это как раз отделов по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий компетенция.

Вот скажите, зачем содержать инженеров, сдавать экзамены, подтверждать статус партнера, в общем, заниматься сексом по настоящему. Если на площадке придет ИП Кривожопко и выиграет, потому что не заДДОСен, потому что сработал базовый механизм экономики РОЗ (Распил, Откат, Занос). :) Ну и гороховые фабрики никто не отменял ведь - "те ещё, по демпингу". :)

Если кто-то ещё считает, что при текущей политической системе можно заниматься инновациями и вообще, настоящей, без дураков реальной работой по созданию чего-бы-то-ни-было, то делать это только в экспортном варианте. Как? Вот так: ИТ от нефтянки из бывшего ЮКОС-а.

Вот такие они, протухшие русские пельмени. Почувствуй разницу, как говорят!

Вон, премьер ругаеццо: бюджет в сентябре исполнен на 28%! Ща бум осваивать, а то все ждали, когда утвердят состав правительства, потом ждали, пока по регионам начальство усидит. Наэкономили, блин. Ща пойдут тендера потоком, бюджетные рубли спускать будут не глядя. Не, в самом деле - срана вечнозеленых помидоров. Прям невезуха какая-то... :wallb:

Это не мир стал жестким, это страна сошла с ума! Лечиться будем? Или диплом инженера и привет, Австралия? :)

Попинайте меня в каментах, плиз. Хоцца услышать глас народный. :)

воскресенье, 2 сентября 2012 г.

ИТ умер, да здавствует цивилизация!

Сегодня необычная публикация в моем блоге, возможно даже, для меня самого неожиданная. Последние несколько дней обдумывал многие вещи, которые выкристаллизовывались у меня в мозгу. Все наметками и набросками. Попробую их формализовать и выложить в некую стройную теорию. Букв будет много, посему не заставляю всех читать, тем более до самого конца текста.

Я давно и много об этом говорил, но похоже, что все то, что мы последние 30 лет воспринимали как "классические ИТ" умирает, стремительно и безвозвратно.

Появление планшетов (вообще, slate в широком смысле этого слова) убило классическую модель организации офисной работы. Канал доступа в Интернет, серверная комната, оптоволоконный бэкбон, кроссовые на этажах, системные блоки в кабинетах, принтеры на подоконниках. Все это умерло, похоже, всерьез и надолго. Трансформируется и меняется само понятие офис. Что это такое? Это место, куда человек приходит каждый рабочий день. Это место, куда нужно добраться вопреки городскому траффику и явному нежеланию просыпаться в 6 утра. Это место, где люди сидят друг у друга на головах, нарушая все санитарные нормы и создавая богатую почву для межличностных конфликтов. ИТ, их эволюция поставили на ребро вопрос о необходимости офиса как такового. Наличие планшета с высокоскоростным доступом в Интернет открывает (при применении электронной цифровой подписи) доступ к информационным ресурсам предприятия. А заоодно и к вычислительным мощностям. Бурный расцвет устройств с диагональню экрана от 3 до 10 дюймов, куда попадают и яблофоны и slate на андроиде и Microsoft Surface, который уже этой осенью буквально взорвет рынок, очень четко и ясно указывают нам дорогу, куда движется ИТ.

Если с аппаратным обеспечением все более-менее ясно, то вот с программной составляющей все не так однозначно. С одной стороны, развите классического настольного ПК породило не просто индустрию, а целую экосистему, в которой было занято огромное количество людей. тех, кто пишет программы сам в этой тусовке не так уж и много, если присмотреться. Кто-то пишет документацию, но с развитием визуальных интерфейсов мобильных устройств надобность в них все меньше и меньше. Кто-то придумывает дизайн коробок для дисков. Но появились флэшки и возможность запуска приложений из облака и эти профессии тоже скоро исчезнут. Появились дистрибьюторы, но с ними тоже все стало туманно в эпоху облачных вычислений. Дилеры, основной задачей которых было донести информацию о тех или иных решениях до клиентов, оказать им помощь в установке и развертывании, обучении тоже постепенно уходят в прошлое.

Остаться просто высококвалифицированными консультантами, которые могут быстро собрать из грядки программ то решение, которое нужно конкретному клиенту это интересно, новерное. Но увы, с этим есть пока вполне ощутимая проблема: клиенты не готовы и не хотят за это платить. Они и за программы-то платить до сих пор не любят. :)

Ещё один очень важный фактор, который ясно виден на примере всех разрабтчиков программного обеспечения: они всегда дилеров и дистрибьюторов "не очень-то и любили", а с повсеместным развитием Интернета и подавно настроились на прямые продажи, особенно через интернет-магазины.

Все это весьма интеренсый и волнующий ландшафт, но мы вернемся к главному. ЧТо такое ИТ и зачем он нужен вообще? В нынешнем виде это комплекс решений, развернутых на облачных серверных платформах, к ресурсам которых организован доступ с мобильных устройств. 12 сентября выходит новый айфончег с поддержкой NFC. Это технология, которая позволяет оплачивать товары в магазинах и услуги с лицевого счета телефона без банковских карт и наличных денег. Если Вам это интересно, то почитайте Википедию, там есть все ответы. Это будет так же эпохально, как Google Nexus 1, давно выпускаемый Samsung-ом. Это цунами на рынке банковских услуг! Сами банки окажутся в дурацкой ситуации, потому что с массовым выпуском таких телефонов обращение в банк станет избыточным. Живые примеры тому видно уже сейчас. Например, через месяц старейший коммерческий банк (с начала перестройки) Хабаровского края - Далькомбанк превращается в филиал МТС-Банка. Таким образом начнется процесс привязки банковских услуг к лицевому счету у сотового оператора. Зачем строить офисы по обслуживанию клиентов, если все можно делать с мобильного телефона? и вот тут начинается самое внушительное и интересное: интеграция оплаты услуг доступа к облачным ресурсам САПР в биллинговые системы сотового оператора. Смычка вендоров программного обеспечения с бизнесом сотовиков практически неизбежна. И САПР от этого никуда не денется. Скорее всего, мы рано или поздно придем к модели, когда работа с конкертным софтом вообще (САПР в частности) будет оплачиваться на почасовой основе с лицевого счета мобильного телефона.

Все это укладывается в общую тенденцию современного мира: профессионалов в каждой отрасли должно становитсья все меньше и меньше. ПРоизводительность их труда будет вырастать многократно, за счет правильного использования сервисов, базирующихся на ИТ. Но не являющихся уже их сутью.

Мне нравиться (за исключением мелочей, с которыми я не разобрался) облачная SIP-телефония. У меня в офисе есть номер в коде 8-800, бесплатных для всех позвонивших нам. И плачу я за это удовольствие всего $100 в месяц. И ни один звонок не был пропущен, все разговоры записаны. В итоге я имею все фукнции классической учрежденческой АТС. Звонки поступают в Skype, на городской, на сотовый телефон, как настроишь, так и будет. У меня есть возможность аккуратно настраивать сценарии с учетом времени суток, регионом позвонившего и ещё много чего. Все через Интернет. Т.е. если я сижу с айпадлом на пляже в Таиланде, то звонок придет ко мне в Skype. :) Телефонным компаниям, особенно проводным, скоро придется совсем не сладко. Это те самые облака!

Страна советов.
Первый раз в жизни я сел за компьютер в 1984 году, в 13 лет. Да, через пару лет будет круглая дата. :) Мой первый компьютерный подвиг - записанный на лопух (8-дюймовую дискету) графический редактор, сделанный на бэйсике под Искра-226 весной 1985-го. исходники не сохранились, к великому сожалению. Я тогда бывалых дяденек, у которых я путался под ногами в НИИ поразил изрядно. За прошедшие с тех пор 28 лет я принимал участие во многих ИТ-сервисах, проектах, в чем только "не был замешан". Что-то мне нравилось, что-то нет, было по всякому. Но сейчас, с учетом опыта я понимаю, что с ИТ в России есть ряд фундмантальных проблем, которые лежат не в ментальной плоскости. Попробую об этом рассказать, чтобы попытаться доказать, что ИТ умирает.

Что такое и зачем такое мучительное и волшебное предложение "внедрить САПР"? Просто продать коробки можно, даже получить дилерское вознаграждение. Но за прошедшее десятилетие со всех сторон (и разработчиков и покупателей) сложилось твердое убеждение, что прогамммы столько не стоят, они должны быть дешевле. Это со стороны клиентов. Разработчики же никогда не сркывали, что к дилерам относились с презрением. Поэтому последнее время очень хорошо стало заметно, особенно на электронных торговых площадках, что номра прибыли дилеров по продаже софта стремиться к нулю. И люди начали разбегаться. Кто-то закрылся в кризис, кто-то перпепрофилировался, кто-то продолжает барахтаться. Но налицо полное отсутствие профессионалов, которые готовыв нахаляву делиться своими знаниями. Налицо. Только за деньги и в рамках контрактов. :) А пользователи платить не хотят, считая, что соимость сервиса включена в стоимость программы. Увы, это точно не так. Тот же Microsoft прямо говорит о том, что на 1 доллар, полученный за лицензии за софт приходиться (ну должно, по крайней мере) 18 долларов, которые зарабатывают партнеры на сопутстсвующих услугах. У нас это не просто не так, у нас это вообще, не применимо. Собери команду профессионалов, которые будут оказывать подобные услуги. Но как только начнется реальная работа с любым клиентом, тут же начнется беда: клиент будет норовить переманить к себе на работу наиболее толковых твоих специалистов либо заплатить им напрямую, мимо фирмы, чтобы сэкономить. Именно эта модель ведения бизнеса и является ахиллесовой пятой, например бизнеса партнеров компании 1С. Прибавляем чудовищный налоговый пресс, чудовищные условия для ведения бизнеса и понимаем. что эта бизнес-модель нежизнеспособна. Оплата наличными, без документов и без всяких договорных отношений, просто так. Вот такой он, ИТ в России.

Размуеется, ответным шагом против разбегания дилеров, которые отработали свою задачу по проникновению того или иного "бренда в массы" нужно заменить. И мы видим, как стремительно нарастают офисы разработчиков программного обеспечения техническими специалистами. Их станет не просто много, они займут главенствующую роль во всем этом процессе. Идет естественый процесс укрупнения бизнеса, консолидация всех ресурсов в руках тех, кто сам кровно заинтересован в широком внедрении своих технологий. Особая пикантность в том, что из мира узких решений для профессионалов все больше и больше компаний начинают "пробовать на вкус" розничный рынок. Тот же AutoCAD WS получает клиентскую базу приблизительно в 10 раз быстрее, чем росли продажи коробок классического AutoCAD, с момента его появления. Это не просто тенденция, это направление, которые будет приносить совершенно другой уровень доходов, причем, учитывая появление удобных механизмов прямой оплаты от пользователей, с минимальными издержками. И как бы мы не спорили, САПР действительно скоро станет совсем массовым продуктом. И это будет уже не совсем САПР, в классического его понимании. :)

Вообще, внедрение любых ИТ-решений в нашей стране все время сталкивается с людьми. Именно так! Внедрение, например, корпоративной электронной почты, воспринимается многими как нарушение личного пространства. "Ваша почта плохо работает", поэтому я буду рабочие документы пересылать со своего личного ящика на mail.ru! Это ведь и элемент шантажа, потому что при увольнении вся информация становиться недоступна для компании. А доступна только тому, кто уволился. Внеддрение электронного документооборота - прямая угроза возможности эксплуатировать коррупционные цепочки. Знаю одну компанию, где согласно бодрому рапору и офигенскому пеару внедрили систему электронного документооборота. И чё? :) Бабки освоили, сервера воткнули и через СЭД только читают приказы. А как со счетами на оплату от поставщиков шастали к членам правления, так и шастают. Т.е. отследить потом, кто и какое управленческое решение принял невозможно. Именно поэтому, в условиях тотальной организационной и управленческой неразберихи можно и нужно удобно воровать. Поэтому ИТ-технологии всегда были и будут "заслуженно" на почетном последнем месте. Они банально мешают искоренить ту самую коррупцию, повысить прозрачность бизнеса, создать электронный след, позволяющий контролировать все процессы внутри организации.

С САПР все то же самое. Внедрение эффективных технологий в процесс проектирования объективная необходимость, но в большинстве случаев внедрение новых технологий все время натыкается на отчаянное противодействие. Люди не дураки, все сразу понимают, что внедрение новых технологий неизбежно приведет к сокращению рабочих мест. К увеличению нагрузки, к необходимости осваивать что-то новое. Именно поэтому за 9 лет в продажах ИТ я не видел ещё ни одного клиента, где кто-то из сотрудников бы не выдавал сакраментальное: "да в Вашей проге нет таблички по ГОСТ-у, поэтому это не программа". Это и есть та самая махровя ненависть! Нужно постоянно словом и делом показывать руководству, что "мы тут этта, пахали". А то, что скорее всего кадровый коэффициент 3 к 1 при освоении новой технологии будет, это они понимают, но будут сопротивляться до последнего!

Это всегда было и будет солью работы руководителя: либо содержать звезд, потакая их капризам, либо набирать исполнителей, которые будут соблюдать правила игры, включая унификацию используемых программных решений. Ответ известен: звезды подводят, капризничают, увольняются, срывают сроки, работают на сторону. Исполнителям же нужно "постоянно держать руку на горле". При малейших признаках сложной ситуации они опускают руки и останавливаются. истерики звезд легко понять: если все будут работать в одинаковом программном обеспечении, то методы и приемы звезд очень быстро станут достоянием всего коллектива. А это автоматически урванивает щансы звезд и середнячков.

Воот поэтому в ИТ всегда было и будет сложно. Мне безумно нравиться идея ребят из RevitCity - социальный рейтинг фрилансеров. Это означает, что если ты звездочка и готов вырастив полноценную звезду, значит, ты должен демонстрироват стабильност при работе со всеми своими клиентами. Тебе не нужен стол и стул в конторе. тебе нет нужды просыпаться в 6 утра, чтобы доползти до работы. Но если при работе с фрилансером ты допустишь ошибку, твой рейтинг упадет и восстановить его будет не просто. Короче - ты не имеешь права лажать! И любой твой залет будет ставить крест на твоей дальнейшей карьере.

Как не грустно это признавать, но похоже, что всем нам, тусовке в 300-400 человек, которые вертяться в мире САПР, пора менять работу. Нет, речь не идет о программистах. Я думаю, все окружившая их экосистема должна поредеть значительно. Поле боя (рынок ИТ-САПР) останутся за огромными, транснациоанльными корпорациями, которые быдут продавать нам разновидности планшетов и небольшими командами разработчиков, возможно, даже одиночками, которые будут создавать легкие и простые приложения для решения узких задач. Совсем особняком будут фирмы разработчики, которые будут создавать замкнутые системы для автоматизации проектного бизнеса под ключ. Да-да, те самые BIM и PLM. И эти фирмы из облачных серверных стоек будут предоставлять доступ к этим комплексным системам. В строительстве это Genry Techologies, 360 Autodesk, Bentley... впишите сами названия тех, кто начал протаптывать эту тропинку ещё, на Ваш взгляд.

За пределами этой публикации пока остается самый главный вопрос - а мы? Куда пойдем мы и чем мы займемся? САПР-опродавцы. Я знаю ответ и понимаю, что я буду делать и как. Но никому не скажу, извините, это моя идея и она мне нравиться. :)