воскресенье, 17 ноября 2013 г.

Факты

За последние сто лет производительность труда рабочих на строительной площадке выросла аж на целых 9%! А производительность труда при фабричном производстве сложных сборок, из которых делают дома выросла в десятки раз. Если есть желание повысить скорость и качество строительства, то большую часть работ нужно переносить на заводы изготовители, чтобы на строительно площадке собирать дома из больших блоков. В BIM Handbook об этом прямо написано.

Профессор из университета Южной Калифорнии успешно решает мелкие технические задачи, которые позволят в дальнейшем печатать дома на 3D-принтере. Не верите? Смотрите сами! Кстати, это великолепный способ снизить стоимость строительства и повысить скорость. Замена ручного труда на механический в любой отрасли приводит к феноменальному росту.

Интересно, у нас в Росси есть аналогичные студенческие разработки? Или хотя бы попытки?

вторник, 12 ноября 2013 г.

Ты дома, Гаг!

Заключительная часть отчета о путешествии толпы гайдзинов: дорога в будущее.
Ну, опять солнечный день и впереди у нас сегодня величественная Фудзи. Взгляд на залив:

понедельник, 11 ноября 2013 г.

Мешок впечатлений

Утро. Ресторан. Толпа японцев, маленькие дети в режиме торпед. Им кайфово, до 5 лет им дозволено все. Кхм... Когда в руках две тарелки, уворачиваться сложно. :) Тормозить возле бадеек с японской едой хорошая привычка: есть надо обычную еду страны пребывания. Так достигается погружение в колорит страны. Автобус домчал меня с авоськой махом. И вновь Терминал 1 аэропорта Нарита. Прокрался в зал прилета, достал айпадлу и написал в Autodesk Sketchbook:

четверг, 7 ноября 2013 г.

Эмоции

Теперь BIM из облака. Собственно, больше сообщать нечего. Фундаментальная идея начинает получать свое практической воплощение: BIM, который из облака больше года назад начал двигать Genry Technologies, теперь подхвачен и Autodesk. Да, пока триал на 90 дней, только для подписчиков, но тем не менее, это очень важное событие. Изикад отстрелялся заметкой, в соц. сетях профильная тусовка лайкнула. Добавить нечего: будущее наступило.

Открытый только один вопрос: когда научимся все это использовать?

понедельник, 4 ноября 2013 г.

За два часовых пояса от дома

Десять лет на всех тусовках в европейской части страны я начинал засыпать в 19 часов. Это 2 часа ночи в Хабаровске/Владивостоке. И вот, впервые ежегодная Партнерская конференция CSD прошла в моем часовом поясе. Ну почти. :) Мы были в Японии! Приглашения на такие конференции именные: собственники, владельцы, директора: те кого принято называть ЛДПР. Это лицо, действительно принимающее решение, не путать с ЛПР - лицо подготовиливающее решение. :)

Это великолепный набор ощущений, эмоций и впечатлений. Подоплека всех этих поездок проста: это зачастую дешевле, чем в ближнем Подмосковье любой качественный отель/кемпинг/база отдыха. А набор впечатлений гораздо круче! Начнем отчет! Хочу сразу предупредить, что больше буду рассказывать от своих приключениях и чуть меньше об общей тусовке.

Первый ржач состоялся на Autodesk University. Вернее, все началось задолго за самой поездки: был вариант после АУ зависнуть на несколько дней в Москве. И лететь вместе со всеми в Японию из Москвы - десятичасовой беспосадочный полет. Увы, надолго оставлять работу нельзя и надо было подписать ряд документов между АУ и Японией. Поэтому после АУ сразу рванул домой, растолкать головняки. С ребятами из CSD смеялись в голос на АУ после моего предложения встретить их в аэропорту Нарита с плакатом: доброе утро, группа бодрых похмелунгов. :) Плакат напечатали, но конечно же, я его забыл в Москве.

Вылет организовал себе за сутки до прибытия основой тусовки, в воскресенье прямым рейсом Хабаровск-Нарита. Наша таможня, терминал международного аэропорта - все понятно, знакомо и тоскливо. 2:20 полетного времени всего, пустяк. Квест с прохождением таможни, декларирование, общение со стойкой информации, поиск обменника, знакомство с планом терминала. Большое и интересное приключение, не выходя на улицу. Wi-Fi в аэропорту бесплатный, на стойке информации после беседы про банкоматы (они за углом были все, зараза!), взята книжка Terminal Guide. Ну и разумеется, самое главное! Обед в аутентичном микро ресторанчике Nanosato на 4 этаже, настоящей японской едой. Я там был единственный гайдзин (чужестранец). Взял комплексный обед, который ели все вокруг: все честно, без затей. Кстати, чаевые там включены в стоимость и давать их отдельно не принято: полезный урок. :) Хозяйка пригнала молоденькую девчушку с кухни, которая на японском начала со мной разговор. Увы, быстро стало понятно, что гайдзин неправильный, только пальцем в меню тыкать может. :) Компания старичков за соседним столиком слопала такой же комплексный обед за 4 минуты. Я только рот разинул, когда увидел, как они палочками лапшу мечут. :)

Первое впечатление очень сильное, похожее на то, что испытывает любой человек из Российской Федерации за границей: все внешне настроены максимально доброжелательно и реально помогают. Улыбаются, подсказывают. Самое кошмарное после возвращения из таких поездок, это... перестать улыбаться потом в России. Мы нереально хмурая страна, на самом деле. Аэропорт старенький, но все сделано реально удобно, масса мелочей, не очевидных на первый взгляд, сделана с учетом человеческой психологии, так чтобы все происходило максимально естественно, по ходу движения. Особенно классно то, что рядом с терминалами с расписанием рейсов стоят волонтеры - благообразные седые старички, которые помогают тебе в расписанию найти нужный рейс. Я догадываюсь о роде профессий таких старичков, когда они были помоложе, но это даже не столько прямая помощь, скорее удобство в эмоциональном плане.

Второе злодеяние после обменника и бутылочки с водой, конечно же переходники. Зарядить фотоаппарат и телефон с планшетом надо, обязательно. Тут 110 вольт и розетки тонкие и плоские. Конечно же, все это на 4 этаже аэропорта, куда приходит хайвэй из города напрямую (ну, после поста полиции, разумеется). Audio Space в помощь. Там же был сделан первый снимок на свой фотик:

Обратите внимание, слева от девчушки стойка с теми самыми переходниками. Купил на пробу 4 штуки, чтобы попробовать в гостинице. Конечно, ни один не подошел. Техничные удары головой об стенку в отеле будут потом. Как и второй поход за правильным переходником. Двумя. :) Итог: я на стоянке аэропорта Нарита, терминал 1, я совсем один, свободного времени навалом, передние лапки толкают тележку с авоськой, сумкой, пальто и фотоаппаратом. Ослик Иа, короче. :)
Между первым и вторым терминалом аэропорта есть гостиница 成田空港内唯一のホテル | 成田エアポートレストハウス Narita Airport Rest House. И мне туда надо попасть. Я понимаю, что в принципе, тут пешком метров пятьсот. Но тащить на себе авоську с вещами совсем неохота. От стоянки автобусов номер 16 каждые 20 минут стартует бесплатный шаттл до гостиницы и обратно. Квест номер два: найти эту стоянку. Покатал тележку от души, но в итоге, расспросив на ломаном английском мужичков, которые убирали в грузовик пустые картонные коробки, нашел, с подсказки полицейского. :) Да, это не торговый центр ЭВР на улице Заводской в Южном округе Хабаровска... И вот автобус: я один и вежливый водитель автобуса в белых перчатках закидывает мою авоську в багажный отсек. Разгон, два поворота и я на пятачке перед отелем.

Именно там я остановился на одну ночь, так как тусовка прилетает на следующий день ближе к обеду и я буду их встречать. Время есть, но делать в аэропорту нечего, поэтому самый простой способ кинуть вещи в номер в гостинице и поехать в Токио, погулять. Поболтал с портье, узнал что да как, получил ключи и пару ценных советов с улыбкой. Попав в номер, долго не мог придти в себя от хохота: это гостиница для экипажей самолетов. Причем японцев. Номер крошечный по высоте: я башкой все время бился об люстру в комнате. А так, как пол в санузле выше (трубы под полом), то там подпрыгивая от испуга каждый раз с механизированного унитаза четко бьешься головой об потолок. Кнопок много, пока все перепробовал в исследовательских целях, так и потолок простучал. :))) Судя по следам, тут немало... пилотов со всего мира стартовали, как и я, в потолок.

Сейф в номере не предусмотрен: паспорта и кошелек сунул в сумку, на пузо водрузил фотоаппарат без чехла и потопал обратно, в 1 Терминал. Ура, теперь у меня есть правильные переходники! Ладно, я вычислил, что в первую очередь я хочу попасть в Sky Tree Tower. Это телевышка в центре Токио, с которой открывается панорама города. Помня о том, как я разглядывал Бангкок, и помня привычки хищника, понял, что сначала надо найти место повыше и оттуда осмотреться. Приступим! В терминал 1 приходит пять железнодорожных линий и все подземные. Минус первый этаж (уровень В) и я перед кассами. В общих чертах я помнил из прочитанного перед поездкой, что тут билетики надо сохранять до конца сеанса, так как поездки на разные расстояния стоят разных денег и на выходе билетики засасывает автомат, проверяя правильность оплаты. Сказал на чистом японском кассирше название станции и отдав бумажку в десять тысяч йен, получил кучу липкой мелочи и билетик, размер с половинку жевательной резинки из картона. Это и был билет. Дальше тупняк перед автоматом: в начале автомата суем бумажку, она через метр выскакивает и ждет, когда ты до нее дойдешь забрать. Дальше атас: в ряд пять станций, поезда в разных направлениях. Запаниковал, вернулся, переспросил у охранника: я все правильно нашел сам. Поезд подан: чуть поусталее, чем Московское метро на станцию международную вагончик. Сел с наглой рожей и поехал. На следующей остановке рядом сели три девчонки-школьницы, хотя и не разберешь возраст: японки все маленькие. 30 минут наблюдал удивительную картинку: обычные японцы в метро. Школьницы из рюкзака постоянно доставали сладости и натурально жрали их без остановки, уткнувшись носами в айфоны, где у них был чат (что-то типа WhatsApp), но на японском. Пролетающие мимо пейзажи давали возможность понять, что это невероятно прибранная страна, где фраза "как кильки в банке" не пустой звук. 120 миллионов тесниться на трех больших островах. А 1/7 часть России суши всего-то... 140 миллионов. От где раздолье! Въезжая в центр Токио испытал очередной шок: некоторые дома от окон жилых квартир до полотна дороги 5-7 метров, не больше. Третий уровень галерей (где рельсы) расположен на высоте 8-10 этажа. И скорость у нашего "метрополитена" под 80 км/час. Обалдеть!

Информаторы в вагонах цветные, сначала там название следующей станции иероглифами, потом на английском. И вот, моя остановка. Все просто и удобно, кроме тропинки на улицу. Помня прочитанное на сайте телевышки, прошел по стрелкам. Выход на улицу там, поверните направо, наверх, налево, 100 метров прямо. Ууу... Квест нереальный: длинный коридор под землей, с шестью поворотами. Уфф... Гайдзин на улице. :) и прямо передовой мной она, Sky Tree Tower!

 

На площади перед башней тусняк, в основном молодежи, вокруг памятника. К своему стыду не выяснил, что это за памятник...

К сожалению, был туман и с высоты 451,2 метра ничего не было видно вообще. Зато на 345 метре я разгулялся на славу!

Сначала была очередь в кассу. Опять меня поразила японская основательность в борьбе с очередями: змейка из ленты и мальчик-диспетчер. Очередь идет нереально быстро. 2000 йен и билет имеется. И вот, я в лифте.

Кстати, вот схема. Оказывается, башня это только кусочек. Тут отстроен целый квартал: магазины, кафешки, все дела. И я был только в трех блоках, где и были куплены сувенирчики.
Ну ладно. Пока стоял очередь и подымался на 345 метров, стемнело. Тут, как и во всякой южной стране темнеет рано и быстро: как рубильник повернули. И вот, уже темно и я на высоте!
Как видно, Бангкок будет поплотнее, тут более-менее налажено все. Хотя при их плотность жизни...
Ладно, вот фото, где у хищника дрогнул хвост: я стою на стекле, под которым 345 метров пустоты. Хитрые ребятки там меня развели на 1200 йен, чтобы у меня дома стояло теперь памятное фото. Ну и на мой фотик по этому случаю тоже... Щелкнули...
Ещё 1000 йен и лифт со стеклянной крышей несет меня на высоту 451,2 метра. Там темно за стеклами из-за тумана и не видно ничего.
Датчик лифта исправен слева: мы стоим и ждем лифт, он только начал подъем к нам.

Ну все, я уже внизу. Дальше забег по сувениры, потом прогулки по торговому комплексу и поезд обратно.

Возвращение оказалось не очень удачным: медленный поезд, с кучами совершенно простецких японцев. Где-то между станциями токийского метро ЯнаВате (Янавата), ФуНаБашне (Фунабаши) и Фунабашикеибаджо мне стало легко и спокойно. Люди везде одинаковые. И живут одними и те ми же бедами, страхами и надеждами. :) Сижу такой в метро, весь в черном. Слева бухой в костюме роняет сопли внутрь пиджака. Справа спит в форме сложившегося ужиком. Напротив семейная пара старичков смотрит на меня, как на личинку - с интересом. И два спортсмена топорщат взгляды. Ладно, станция МимоМи. Плевать на все остальное: я с лихвой получил удовольствие от поездки уже! И да, зря ржете - станция Шизу тоже есть! Остановки Сакура и Осакура венчала станция КозунаМоре!

Так как на обратном пути тупанул, то вместо аэропорта приехал в... город Нарита. Переспросил у дежурного по станции, он подсказал, что тут всего две станции доехать. Почему-то вспомнил дежурную в московском метро... Ага... Кстати, сглупил, надо было тусануть по ночному Токио в районах Гинза или Акихабара, а я как дурак, рванул обратно в гостиницу, слопал огромную порцию на ужин и завалился спать. Кстати, лицо у девочки в ресторане гостиницы было ещё то, когда она записала заказ. Порция еды получилась просто огромной... Ха! Поел как надо! Настал черед девочки удивляться второй раз: я все съел. И баиньки, почту читать, точнее. Кстати, проблема Wi-Fi в отеле решена на пять с плюсом! На столе лежит розетка, под столом прикручена вафля. Втыкаешь вилку в розетку, пароль на бумажке на столе лежит. Вбиваем пароль к вафле с номером комнаты и ты в Интернете. Не видел такого в России.

Продолжение будет...

 

воскресенье, 3 ноября 2013 г.

Ау-Ау-Ау... все равно тебя найду, ду-ду-ду! (Copyright Ляпис Трубецкой). :)

Самое интересное мероприятие года САПР В России состоялось. Две тысячи участников. Пара сотен докладов разного качества и наполнения. Что-то было для меня интересно, что-то пропустил, к своему стыду. Но самое главное для меня - это машина времени. Понять и почувствовать пульс индустрии, что будет актуально на земле и в регионах в ближайшие полгода. В женской моде это называется быть в тренде. Так же и здесь. :) В прошлом году мероприятие я пропустил, к моему великому сожалению. Поэтому то, что написано дальше, это моя субъективная оценка, не в полной мере отражающая содержание и суть докладов. Понятно, что за 30 минут красиво выступить и рассказать какие-то сложные вещи невозможно, поэтому многие доклады были сведены к простым и понятным картинкам: мы взяли вот этот софт и сделали вот это.

Что удивило и порадовало, что огорчило в этот раз?Доклады стали более простыми, наглядными, информативными. Но из многих докладов исчезла инженерная составляющая, осталась неприкрытая реклама функциональных возможностей самого программного обеспечения. В современном мире очень трудно теперь провести четкую грань между пользовательскими навыками достаточно сложно софта и профессинальными навыками. Фактически, их уже нет, потому что многие задачи, априори являющиеся инженерными, можно упихнуть в строчки исполняемого кода. Отсюда и некоторое смещение докладов в сторону максимальной простоты, ясности и прозрачности: берите вот этот софт и делайте. Квинтэссенция правильного маркетинга Autodesk. :)

По настоящему, хорошо, удивила Нина Дворцова, СПБ Реновация. Без визга и соплей, методично и аккуратно внедряют БИМ в бизнес. Причем не стесняются говорить очевидные вещи: нет стандарта? Ну да и пёс с ним, позовем англичан, которые после своей олимпиады набили комплекты шишек и знают, что и как нужно делать. Подрядчиков нагнем, штрихкодирование и RFID-метки впереди. Такая хорошая, спокойная уверенность. Внутрикорпоративый портал, куда выкладываются модели. Вообще, об их опыте деятельности, по питерски методичной и весьма продуманной, можно судить о девелоперском бизнесе нового типа. Того самого, которого в России пока нет.

Что удалось сделать в виде бонусов?Разумеется, был передан Владимиру Васильевичу Талапову небольшой комплект монеток с рыбками - валюта острова Исландия, детали можно почерпнуть из моего прошлогоднего отчета.А так же удалось плотно пообщаться с ребятами из СКБ Контур. Это был тяжелый разговор, про правильное ведение бизнеса. Но перспективы здесь вырисовываются вполне конкретные, если сложить Диадок и факт перехода экспертизы на прием документов в электронном виде. Осмелюсь привести здесь ссылку на личное фото из фэйсбука Марины Король, которая лучше всего отражает суть времени и грядущие скорые перемены в отрасли вообще. Об отказе от бумаги вообще, как таковой. Причем уже сейчас понятно, как на этом можно срубить нереальное бабло! Сложите в стопочку факт перехода органов государственной власти (ОГВ) на электронный документооборот, сервис Диадок и получите впереди блестящие перспективы этого бизнеса.

Вообще, одна из глобальных моих мыслей последнего времени очень скандальна и проста одновременно. Я попробую сформулировать, в ожидании настоящих троллей, вздрагивая заранее: порвут ведь! Ну, ничего, я рискну. Будучи судентом, имею возможность читать ГОСТ на СПДС, как и любые другие отраслевые ГОСТ-ы, в принципе. "Заглядывая" в отраслевые учебники и постепенно погружаясь в мир строительной индустрии вообще и проектной отрасли в частности вижу простое и понятное будущее. Сейчас, сейчас, поймаю мысль ускользающую. О чем толкуют нам ГОСТ в части СПДС? Это стандарт оформления проектной документации на бумаге в удобной, понятной форме, исключающей различное толкование проекта. С форматками, содержащими служебные поля: выполнил, проверил, утвердил, название объекта, шифр (номер проекта), номер листа, название раздела. И самое главное: все, что внутри документов написано и вычерчено, должно быть максимально точно, подробно и понятно. Неужели не видно, что это то же самое, что трехмерная модель? Что инструментарий на планшете уже сейчас позволяет открыть эту самую трехмерную модель, повертеть её в любых ракурсах, измерить расстояние между любыми точками. Посмотреть атрибутивные данные, оставить комментарии в общей ленте, которую могут видеть все участники строительного процесса. Для точности и надежности идентификации проще использовать реквизиты из служебных полей тех электронных подписей, которыми снабжает полученный нами документ. Возникает вопрос: что есть тогда ГОСТ СПДС? Зачем он нужен? Ой, сейчас вой подымется, что это основа, что без этого никуда и никак. Вспоминаю рассерженное лицо преподавателя на начертательной геометрии, которая пыталась чупа-чупсам с дневного отделения в институте в моем присутствии растолковать, какую именно форму имеет тот объект, что принесли сдавать ей оные хлопцы. Они купили эту работу по начерталке и пошли сдавать методом "авоськи". Так вот, развитие информационных технологий как раз и привели нас к моменту, когда нужно вводить стандарт создания трехмерных точных моделей, содержащих в себе исчерпывающий набор атрибутивных характеристик объекта. Это должен быть ГОСТ. Пакидов в своем докладе, кстати, много говорил о том, что "нацональная школа кодификации элементов строительных конструкций" в СССР была лучше и круче любой английской системы. Нефиг ничего придумывать: десятки тысяч инженеров "в союзе" все уже давно придумали. Конечно, никто не отменял новые строительные материалы или технологиии, но сути процесса это не меняет. Собственно, это и есть некий БИМ-стандарт, рабочая группа которого ведет отчаянную борьбу с бюрократической машиной в благих целях.Подведу небольшой итог: я считаю, что СПДС можно оставить, пусть те, кто свято верит, что плохо спроектированный объект, но чертежи там сделаны по ГОСТ-у, живут в своем уютном мире косячных проектов. Работают за еду, молча исправляя собственные косяки, от которых их СПДС не спас. А индустрия проектирования должна сделать шаг вперед: отказавшись от бумаги, разработать новые правила, которые могут сформулировать базовые подходы к эксплуатации трехмерной модели на всех этапах жизненного цикла объекта, в качестве основного электронного документа. В том числе и очень скользкий вопрос передачи этой самой модели (или её части? Частей?) между всеми участниками жизненного цикла объекта проектирования, строительства и эксплуатации. Если взглянуть на схему, которая является доминирующей в ИТ-индустрии и ОГВ, то становиться понятно, что это... XML. Такого же мнения придерживаются разработчики СЭД, мой любимый Docsvision, в частности. И эта же модель передачи данных (или их части) активно используется в ФНС, Пенсионном фонде, других государевых синекурах. В тело XML-файла втиснуть бинарный файл модели можно, технически это пустяковый вопрос.

Ну разумеется, было много встреч и разговоров с самыми разнообразными людьми: по прежнему приятно общаться с Сергеем Цыпциным, организатором CG-Event. Вообще, эмоциональный фон всего мероприятия был на удивление радостным. Может быть, это мой личный настрой или итоги наводнения на Дальнем Востоке, но мне действительно комфортно в окружении людей, у которых похожие на мои взгляды на окружающую действительность, жизнеутверждающие и дающие возможность понять, что ты не одинок. А вот возвращение на Дальний Восток, это как погружённые в липкую пучину безнадеги и унылия. Особенно в момент смены эпох: два десятилетия царствования одного вождя быстро превратились в липкую суету занятия должностей новыми ворами.

Что ещё стало проступать на Autodesk University? Ну конечно же осознание того факта, как именно внедрить правильный BIM. Не только работа с проектировщиками, где выполняется основной объем, а выход на глобальный уровень использования BIM на всех стадиях жизненного цикла здания/сооружения. А это уже игра в совершенно другие области применения. С большим уважением отношусь к наработкам в этом направлении, которые сделала компания Неолант. Действительно, у них объективно самая сильная практика в этой области в России. Это мое субъективное личное мнение. Хотя я был бы рад, если бы нечто подобное возникло и у нас, в CSoft. Я вижу тут огромные перспективы.

Пока что мы наблюдаем самое главное и качественное, фундаментальное изменение: внедренческие/консалтинговые/продающие софт компании начинают медленно, но верно выходить на рынок оказания проектных услуг. Устав ждать запроса на инновации со стороны своих клиентов, они начинают приходить в их бизнес и отбирать у них заказы. С невиданной доселе скоростью выполнения работ, снижением сроков в разы, по абсолютно низким ценам, не теряя при этом рентабельности. Я могу только приветствовал этот процесс! Примеры? Спросите в Неоланте, что они вытворяют, сами, напрямую.

Да, появились теперь новые надежды на то, что создание Минстроя даст новый импульс внедрению новых технологий. В России появится министерство строительства и ЖКХ :: Политика :: Top.rbc.ru

Пишу все это с опозданием, потому что было много нужных, важных и интересных дел. Простите...