четверг, 29 октября 2009 г.

Итоги перестрелки

Был весь в работе, в клиентах и бумагах. Начал читать комментарии и писать ответо-комментарии. Но понял, что это уже на целый пост набралось. Посему - выкладываю отдельно все свои ответы на комментарии к трем своим предыдущим публикациям. Поехали!

Молди, простите не знаю, как Вас зовут по настоящему, поэтому обращаюсь так...
1. Я же говорил - за счет объемов продаж крупные ритэйлеры имеют "другие" скидки. Что дозволено юпитеру, не позволено быку (что меня и бесит постоянно). Про компанию из 10 человек и продажа 10 мест чтобы всем хватило - ой-ей-ей, боюсь Вас разочаровать, но увы, это точно не правда.

2. В крупных компаниях есть узкая отраслевая специализация, по должностям. И на всех грамотных специалистов не хватает. Вот Вам пример сегодняшнего дня: местный офис СПСР, по телефону. Девушка у меня, у клиента, спрашивает, что ей нужно сделать, чтобы сотрудники московского офиса СПСР у моего поставщика получили товар! Это - крупная компания, по российским меркам точно. И на всех одного грамотного, из московского офиса не хватает. И большей части клиентов (а среди них бывают очень большие) приходится балакать с местными, на мелкой зарплате и не заинтересованными в результате "нифига". И текучка там мать-перемать... Я о действующей инфраструктуре любой крупной российской компании, как таковой. Готов кусаться до лохмотьев, вплоть до конкретных примеров, честно! Я их в лоб имею е-ж-е-д-н-е-в-н-о!!! Как они мне дороги... Ибо не с чистого листа говорю. А в нашем сапроколхозе такое сплошь и рядом...Насчет лидерства в инновациях в крупных компаниях тут тоже не все прекрасно. У того же Autodesk только сейчас начался процесс интеграции внутренних ресурсов, открытых для партнеров и дистрибьюторов в единую среду. У меня лично - логинов во всякие системы несколько. Не говоря уже о сквозном перетекании критически важной информации. Нету этого! Весла в руки и вперед. Да и майкрософты тоже, частнеько "сверяют отчеты" по телефону. А уж партнерский портал у них в состоянии перманентного "апгрейду" уже года полтора. Все время что-то веселенькое. Раз ломают и строят, значит ищут. Т.е. пока не нашли. :) С содержанием спецов в крупных компаниях... Давайте вспомним честное правило русских "организаций": двадцать на восемьдесят! Слышали, знаете? Нет, тогда расшифровываю: двадцать процентов персонала русской компании выполняют восемьдесят процентов работы. И НАОБОРОТ! Причины лежат в социокультурной плоскости русской ментальности и резко вылетают за пределы этого блога вообще. А по простому - наличие в крупной компании нескольких грамотных спецов с лихвой компенсируется "остальным" стадом.Насчет коррупционных продаж - а где весло в левой руке вендора? Или прием под названием коленвал от трактора беларусь? Где мелкое сито онлайновых экзаменов с целью проверки качества сервиса? Где контроль объемов продаж? Где обработка откликов и анкетирования клиентов? Где-где-где? Уж не в Караганде, точна... :)

Крупные компании мало того, что отчаянно "диверсифицируют" бизнес. Они открыто, в наглую и осознанно торгуют из под полы, иногда и не стесняясь конкурирующими продуктами. И плевать они хотели на строчки в контрактах. Плевать! Малышей веслом по башке за каждый залет Карлсонов на крышу, а с крупных, как с гуся вода...А схема из мира антивирусов - на свое шкурке знаю, что если конкурент банально профессиональнее, он меня обойдет. А не на основе инсайдерского знания, какая цена "выиграет" и почему. В этой стране конечно, среди клиентов тоже мелькают "боевые хомячки", но так жить было бы в разы проще всем. Не хочется жить в бизнес-среде под флагом 94-ФЗ ну прямо совсем! Если бы ещё не прикольная наша ФАС-ка, которая где не надо - прет, где надо - потупив очи долу паркет под ногами сверлит взглядом. Так что я (уж простите) останусь при своем мнении.


Дедок!
Волна лицензирования была - первая. В нее попали те, кто не просто на виду, а торчит из общей толпы аки утёс. Плюс просто умеющие считать деньги. Таких набралось порядка 35% рынка, может чуть больше. А остальное стадо - как сиживало на пиратках, так и сидит. Читайте обзоры http://www.bsa.org/, там все написано отлично, в том числе и на русском про Россию. Запас роста есть весьма приличный! Это не просто оптимизм, это знание реалий. Спросите ИТ-специалистов компаний клиентов, кто из них SAM ( http://www.microsoft.com/rus/licensemanagement/ ) применяет, хотя бы в бумажном виде? Полпроцента, максимум, сужу по своим клиентам.

С машиностроением сейчас и тяжело и хорошо одновременно. Тяжело, потому что промышленность с колен уже прилегла почти совсем. Один автопром чего стоит... А хорошо, потому что на предприятиях началась чистка и закостеневший за годы перестройки старший возраст пенделями выбрасывают на пенсию. Коллективы резко молодеют и с инновациями с каждым днем все легче. А когда на деле (у меня есть клиент такой в качестве примера, он кстати тут бывает) - два молодых, ушлых и освоивших уделывают целый отдел старших одной левой. И слышен регулярный рык - да они вабще "обладели". Как в притче про обезьян с бананами. И хихикают молодые при этом. А что мне особенно нравиться - так то, что они с меня свежие дистрибутивы на посмотреть трясут просто безжалостно! И мне это - нравиться! Я только боюсь, что уедут отсюда быстро, когда поумнеют. Вот этого - по настоящему боюсь!

В эпоху глобализации локальные бренды обречены на вымирание. Уж не помню, кто это сказал, но жизненно. Снится мне дурацкий сон: что нашлось не государственное, а венчурное финансирование. И собрались вместе пяток лучших команд кодеров в России. И сделали по настоящему качественный продукт. Мы не хуже (пока ещё и кое в чем) чем французы с кати, чем немцы с олпланом, чем англичане с бентлями, америкосы с афтакадами. Не хуже. Только "настоящих буйных мало, вот и нету вожаков". Нужны длинные деньги, западные менеджеры-управленцы, дисциплина штрафбата. И будет русский "мегапродухт". Только нужно не клонировать функционал релизов 89-го года иностранцев. А шагать ровно на полпинка впереди толпы. Системный анализ показывает, что умняшек в России мало, но они есть. Нужна организованная стратегия и совпадение жесткого управления с везением. Но этого, да чтобы было качественно - нет. Поэтому достойной альтернативы иностранному нет. И продаем мы - лучшее из того, что есть. Ибо выхватывать люлей от клиентов за баги в продуктах не хочу. И другим не советую, здоровья не хватит.
Так и сплю с мечтой, что должен быть мощный русский продукт. Но качественный. Качественный!!! Больше половины того русского софта, что видел я, вызывает у меня животный ужас. Ибо есть с чем сравнивать. А так хочется своего, родного и качественного...

По шкале цена - качество. До 20 тыщ рублей - это езда по дороге с багами постоянно. Только значок "покоритель багов" не выдают за такой софт клиенты дилерам. Клиенты такой значок обычно "вставляют" дилерам. А виновные кодеры ржут втихаря над дилерами. Свыше 300 тыщ - это для инженеров, коих мало. Посередке самое что ни на есть то: ещё не инженеры, уже не просто чертежники. :)

Сегментация - это как у девочек "позиционирование", честное слово! Извините. :)
С как-бы кадами сейчас стало совсем "интересно". Их основная адитория движется в сторону пенсии весьма стремительно. А молодым этого зачастую мало. Так что картинка под воздействием кризиса движется ровно "наоборот". Я тут с коллегой-конкурентом недавно общался. Самобытный русский братский софт толкается , масса юзеров, все отлажено. В целях рекламы не буду детализировать. Так вот, они сели, все посчитали, свели формулки. И вышло у них, что они скоро так загнутся. Что сделали они в итоге? Они сейчас "портируются" внутрь тяжелого узкоспециализированного импортного софта, занимают огромную нишу, где будут монополистами десятилетия. Причем в отрасли, где мы по прежнему впереди всей планеты. Это тревожный звоночек для всех, кто делает софт в России. Кто уловит ветер перемен - тот мигрирует во что-то более серьезное. Кто будет делать все как сейчас - проиграет. Блин, опять я как вещая птица говорун в пророки лезу. Нельзя мне, не по чину... :)

Истреблять конкурентов можно разными способами. Я препочитаю качество. Какую дорогу выберут вендоры мне не ведомо. Но то, что выберут и то что "выберут" рынок, не сомневаюсь. :)

С подпиской вполне согласен. Ну как всякий ярый кулик - буду хвалить и одновременно ругать родное - автодесков. В нашем (автодесковском) центре подписки есть все! Что только можно пожелать. Но пля, почти эксклюзивно на вражеском английском. Который год долдоню про перевод - а воз и ныне там... Был бы перевод - мы бы (сапропродавцы автодесков) и кризиса бы не заметили вовсе. А в остальном - просто прекрасная маркиза! :)

Про интернет я уже говорил неоднократно. Жизненный у меня был пример накануне 3D-форума. Для регистрации надо было зайти на сайт заполнить анкету и анкета падала к организаторам. Звоню одному клиенту, напоминаю что надо пройти регистрацию. И что же? Мне отвечают что да ну его нафик, этот интернет, давай мы тебе анкеты сейчас по факсу сбросим. И таких - была половина! Слово скайп - матерное, форум - это хгде спрахивають? Так что интернет никто не отменял, конечно, но наши клиенты дают нам надежду, что мы будем ещё долго "нужны". :))) Особенно в медвежьих углах точно!

Xagsm. Я сдаюсь! Я не могу прознести Ваш ник правильно, потому что не знаю как? Я даже не понимаю, что он означает, честно! :)

Да нас все "все сталкивают", если быть откровенным. И вендоры и клиенты. Я тут выше уже говорил о том, чем плохи в этой ситуации большие компании. Да, вполне возможно, что частенько вендор дает преференции тем компаниям, которые этого не заслуживают. Но это дела вендоров, откровенно говоря. Я первый год работы тоже был так себе... тот ещё дилер. Но! Спустя небольшое время я не просто исправился, я стал расти, я соблюдаю все правила, не сморя на соблазны. Я в рамках правового поля полностью. Но меня все время "рулоном обоев по башке" накатывают, я уже почти привык. Особую тревогу вызывают наши статусы этой зимой. В кризис с продажами программ было совсем плохо и если быть вообще... формальным... то дилеров быть больше не должно ваще. Посему "предвкушаю" дикую суету по этому поводу. И меня она пугает немерянно. Ибо мне придется каким-то "извращеным" способом доказывать, что я хороший дилер, даже не смотря на провал планов продаж. Упали они у всех, но по разному. Оценят ли это, поймут? Или в угоду "гороховым фабрикам" нас всех сольют? Тогда мы все, "слитые" начнем творить неприличные подвиги. Я честно - не хочу, но выбора у меня не будет, похоже. Вопрос не в формальных оценках, вопрос в понимании! Это будет весьма показательная зима - нужны ли дилеры, нужны ли мелкие. Это такая "проверка вендоров на интеллект"...

Думаю, уже зимой "положительная динамика прироста дилеров" вонзиться с чавкающим звуком в грунт...

А вообще - не стоит нам вешать носы, сапропродавцам!

Господа клиенты! Открывайте кошельки, год заканчивается. Пора прикупить себе капельку хайтека с острия технологий. И крепких русских прог о трех кнопках! Дешевых сканеров, трехмерных крыс и принтеров навороченных! Затариться на зиму бумагой и чернилами, свежими нормативами! Кстати, винда семерочная - весчь! Никому не говорите, возьмите себе и попробуйте! Будете приятно удивлены!

Не будьте упрямыми, игра кто последний на НДС только начинается! Обкладывайтесь нашими счетами, запасайтесь! Евра с баксом все равно с нового года рванут, вслед за газом... Казначейство не дремлет, 28 декабря день декомпозиции! :))) Счета-фактуры 31 декабря! Все остальное в январе!!!

Не дайте себе засохнуть, а уж чернила и спрайт мы Вам подгоним! :)

P.S. Бррр... солянка получилась, а не публикация. Не ругайтесь, ладно?

вторник, 27 октября 2009 г.

Дзеньги

Началась активная работа. Есть клиенты, есть движение, есть смелые планы и идеи. Об этом рассказывать будем на новогодних каникулах (возможно, или не расскажем вовсе).

Хочу сделать реверанс Владимиру Малюх:
Владимир! Читаю Вашу книгу с персональным автографом http://www.ozon.ru/context/detail/id/4714561/. Медленно читаю, хочу хорошо усвоить материал. Прочту сам - постараюсь убедить свой офис каждого прочесть, ибо это действительно надо!

Спасибо Вам огромное, чуствуется крепкий профессионализм! С удовольствием пошел бы к Вам в студенты. Таких книг отчаянно не хватает в нынешней жизни. В общем и целом, присоеднияюсь к хору:
Давида Левина http://levin-isicad.blogspot.com/2009/10/blog-post_25.html и Cadovodhttp://cadovod.livejournal.com/14967.html#cutid1

Вообще, всем кто вокруг САПР и около настоятельно рекомендую к прочтению! Не говоря уже о тех, кто в САПР! :)

Сегодня я хотел бы поговорить о несколько необычном вопросе, хотя мне, как "сапропродавцу" он наиболее близок и понятен. Вполне возможно, что я что-то приватное выплесну на всеобщее обозрение в пылу изложения, прошу меня заранее простить. Буду приводить несколько пространные на первый взгляд примеры, чтобы быть наглядным. Частично сегодняшний текст это дальний отголосок моей статьи http://volkov-alexander.blogspot.com/2009/08/blog-post_21.html, после длительного осмысления и бесед с некоторыми весьма симпатичными мне людьми, коллегами и партнерами.
Все цифры типично условные и не могут служить основанием к действию. Приведены для примера расчета, чтобы было понятно на пальцах! Вполне возможно, что в своих рассуждениях я где-то наивен. Но на то и блогосфера, что грамотные люди меня завсегда поправят. Поехали!

1. Схема образования цены программного продукта.
Обычно стоимость программного продукта для конечного клиента складывается из цепочки в три этапа. Первый этап - собственно компания-разработчик программного продукта. Логично предположить, что основная часть стоимости программного продукта должна доставаться им. Увы, на практике такое бывает далеко не всегда. Для нашего случая будем условно считать, что дает скидку всем типам распостранителей своего программного продукта скидку в размере например 30%. Итак, рассмотрим зазор в 30% от стоимости программного продукта. 5-10% оставляет себе дистрибьютор. В его обязанности входит логистика, наличие обученного персонала, который может отвечать на сложные технические вопросы клиентов, оттранслированные через дилеров. Оставшиеся 20% в идеальном случае достаются дилеру. На практике все дилеры, понимая, что большая часть клиентов НИКОГДА не смотрит на то, что покупает, орентируясь только на цену, отчаянно играют в ценовые войны с друг-другом. Таким образом нередки случаи, когда сделки закрываются с маржой дилера в 1-2%. Некоторые, особо ушлые дилеры, способны ещё и выбивать Special Deal (специальное ценовое предложение) из дистрибьюторов. Следует ещё отметить, что крупные торговые сети делают стандартным, включенным в эту, уже безусловно демпинговую цену мелкий сервис типа установки программного обеспечения, активации, получения ответом на типовые банальные вопросы. Т.е. фактически отучает клиентов платить за дополнительный сервис. В заявлениями о выращивании партнерской сети, которая будет маржинальна на дополнительных услугах, а не на марже с коробок вендоры скатываются в лужу дальнейшей концентрации их бизнеса в руках крупных ритэйлеров. Т.е. явное противоречие своим же основополагающим целям. Истина где? :(

Все это, до некоторой степени применимо к большинству продавцов компьютерных программ.

Особняком в этом борделище стоит компания Microsoft, которая пошла по совершенно другому пути, в целях выращивания именно VAR-ов (дилеров, создающих добавочную стоимость). Есть официально публикуемые для партнеров цены дистрибьюторов, которые торгуют программным обеспечением этой компании. Дилеры вольны делать торговую наценку такую, которую им позволяет совесть.
Предполагается, что основная доля заработка VAR-ов (дилеров, создающих добавочную стоимость) будет состоять из сервисных услуг, оказываемых вокруг проданного по себестоимости программного обеспечения. И на продаже собственно лицензий на програмное обеспечение дилеры будут зарабатывать мифический доллар.
Особняком в этом ряду стоят ряд крупных торговых сетей, наподобие "гороховой фабрики". За счет более высокого партнерского статуса и умелой игры на маркетинговых рибэйтах (скидках от статуса, скидка от размера затрат на маркетинг и просто потому, что они "хорошие ребята") зачастую позволяют таким "заведениям" продавать по цене дистрибьютора, а зачастую и ниже. Что напрочь убивает мелкие компании, которые пытаются с ними конкурировать, потому что торговать ради того, чтобы просто торговать они не могут в силу объективных причин.

А ещё большая часть клиентов в России пока не обучены платить за сервис! Поэтому мелким дилерам не остается ничего. Логика клиентов в России чиста как мартовский снег: я уже заплатил за программу и стоимость любого сервиса включена в стоимость. Увы, это не просто не так, это совершенно не так! Переубедить клиентов практически невозможно!

Особый интерес в этой ситуации вызывает фирмам 1С. Вот эти ребятки вообще, пошли дальше самого простодушного вендора. И не просто выиграли, а вообще, поимели весь "свой рынок" на ровном месте. Тут будут крики, что бухгалтера не инженеры, что они "ваще тупые", что программы там стоят вообще копейки, что с таких не грех и семь шкур драть, а не три, как сейчас. Тем не менее озвучу, прикрывшись линком: http://www.1c.ru/rus/partners/pricelst.jsp
Итак, внимание - барабанная дробь! Все скидки у них открыто опубликованы! Скидка дилера по продаже экономического софта 1С - 50%. У забубенных партнеров скидка 55%. Правило соблюдается не совсем строго, но для большей части программ оно исправно действует, листайте прайс, если не верите! Так вот, типовая почасовая ставка "мальчугана-внедренца" составляет от 1400 до 2000 рублей в час, помимо стоимости коробки. И есть помесячные фиксированные тарифные планы на обслуживание. И очень часто бывает, что заработки партнеров 1С могут быть намного больше, чем заработки сапропродавцов.

Мне лично кажется самой продуманной и жизнеспособной система, выстроенная лабораторией Касперского, да и другими вендорами из мира антивирусного программного обеспечения. Есть рекомендованные (читай - обязательные для исполнения всеми дилерами) розничные цены. Это исключает войнушки вокруг 94-ФЗ с госзакупками.
Есть конечно и совсем извращенческие варианты в таких ситуациях, не спорю: http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2009/09/10/361282
Но это создает исключительно благоприятные условия для грамотных дилеров. Только грамотный дилер, располагающий всеми познаниями в лицензионной политике того или иного вендора способен представить скидки, обоснованные специальными ценовыми предложениями от вендора, доступными всем. А баблорубильщики, которые набежали, не зная всех этих тонкостей, естественно не смогут правильно ориентироваться в сложном прайс-листе и предложить самое экономически выгодное ценовое предложение.

Часто можно видеть ситуации, когда клиенты пытаются набрать огромное количество предложений от дилеров в попытке сэкономить при приобретении. А экономия в
этом случае оборачивается профанацией, потому что деньги, сэкономленные на приобретении, не отрабатываются в виде сервиса. Вот и вся банальщина: коробки куплены супердешево, стройными рядами пыляться на верхней полке админской без дела. Это не инвестиции в инновации, а откаты админам на пиво с маржой дилера по сделкам в 1%. Тьфу...
Нужно более строго следить за качеством предпродажных и послепродажных услуг, а не "мазать спину вареньем" крупным ритэйлерам.

Ну а дальше все просто - демпингующих вычеркивать навсегда из списка авторизованных партнеров. Чистоту рядов нужно хранить. Это хороший урок для оставшихся дилеров не нарушать установленные вендорами правила игры. В этом случае случае вендору можно вполне эффективно управлять размерами скидок для своих дистрибьюторов, опосредованно влияя на лояльность дилеров тому или иному дистрибьютору.

2. Влияние ценовых войн.
Таким образом мы имеем идущую по нарастающей ситуацию, когда продвижение программных продуктов становиться экономически бессмысленным для дилеров. Следующим этапом в этом случае будет постепенная стагнация рынка, концентрация всех продаж в руках нескольких крупных торговых сетей, наподобие "гороховой фабрики". Радостные вендоры потирают руки, что у них есть сильные, крупные партнеры. Наивные люди, не понимающие, что как только вес такого большого игрока в общем объеме продаж достигнет критической массы, этот игрок начнет "помыкать" вендором, выдвигая вендору свои условия игры. Осознание этого факта обычно происходит с весьма большим опозданием, когда ситуация уже выходит из под контроля, с точки зрения вендора. Поэтому, стратегически важно, чтобы вместо 3-5 пяти крупных ритэйлеров была именно масса мелких и средних компании, разнесенных географически, по другим признакам, чтобы была возможность эффективно управлять толпой мелких вассалов на основе политики щелбанов. Однако, факторы "задруживания" с ритэйлерами, способными переваривать огромных клиентов и делать большие продажи с минимумом усилий всегда были лакомным куском. Кропотливая, ежедневная работа с массой мелких клиентов создает эффект более инертной и лояльной клиентской базы, но всем менеджерам вендоров некогда ждать, им нужны красивые отчеты с внушительными финансовыми результатами продаж здесь и сейчас. Это и бонусы, это и карьерный рост, да много ещё чего, включая личное "позиционирование".
Поэтому процесс идет обычно в сторону укрупнения дилеров, негласно поддерживаемых менеджерами вендоров. И имеем в итоге стагнация, сговоры. И вообще, полную реализацию поговорки про быка с юпитером.

3. Хотели как лучше.
Большая часть народу в постперестроечной России имеет стойкий хватателный рефлекс на слово скидки. Куда же без них? Скидка в 40%. И ломиться толпа, в поисках вожделенной халявы... И все дилеры, включая крупных ритэйлеров выколачивают скидки из дистрибьюторов и вендоров. Имея такое беспрецендентное давление, у всех вендоров возникает "соблазн" установить размер скидок пропорционально обороту дилера. Много продал - больше скидка. Мало продал - сработал в ноль. В итоге это создает только один экономический стимул - к укрупнению бизнеса. Выживают вместо толпы мелких, самобытных, ищущих дилеров безжалостные крупные торговые сети. Где нет места инициативе и инновациям, где все жестко бюрократизировано и автоматизировано. Где не рождаются новые идеи, где главной целью является просто вал, объем продаж.

В общем и целом картинка впереди маячит безрадостная, чего там греха таить...

Я понимаю, насколько тих мой голос, насколько умны, опытны вендоры и безжалостны крупные сети. Все прекрасно понимаю. Но считаю, что такие мысли имеют право быть хотя бы опубликованы, не говоря уже об обсуждении. Мне было бы интересно обсудить эти вопросы как внутри узкого круга "ограниченных людей" (дилеров-вендоров), так и с клиентами, что они думают про ценообразование на программные продукты вообще.
Может быть, дилеры должны вообще вымереть как класс в бизнесе по продаже программного обеспечения? А что, зашел на сайт, скачал, установил, оплатил, получил ключик по электронной почте и все. Или запустил САПР в окошке браузера, оплатив время работы в системе. А эти, тупые сапропродавцы и не нужны вовсе? Интересно, а как считаете Вы? :)

среда, 21 октября 2009 г.

Русская национальная идея "мечта о великой халяве"

Я тут запропал совсем, по вполне объективным обстоятельствам. Думаю, самое время вернуться. Сегодня хочу поговорить о инноваторах, трендах и силе художественного свиста.

1. Инноваторы. За последний месяц удалось пообщаться с невероятным количеством людей, которые в той или иной степени стараются вопреки обстановке быть инноваторами. Их, право слово, не очень много. Но они есть! Сегодня была весьма прелюбопытная встреча, итогом которой может стать один весьма интересный проект, фундаментально базирующийся на модной теме, иницированной лично президентом России. Помните, были даны три зеленых свистка по поводу открытия при ВУЗ-ах "шарашек сталинского образца"? Кхм, извините, это из другого романа... :) Т.е. были выделены денежки государственные, при чем не очень слабые на создание центров инноваций, в которых бы научные идеи могли бы реализоваться в виде небольших фирмочек, которые бы коммерциализировали разработки научных сотрудников ВУЗ-ов, которые бы имели налоговые льготы. В кругу "бойни за НДС" налоговые льготы частенько могут стать препятствием, но сейчас разговор не об этом. Вдруг и в одночасье выяснилось, что деньги государство выделило исправно, шарашки соорудили быстро. И тут настал черед ужаса: "контента нема". Т.е. вся "инхрастуктура" есть, но наполнять нечем. Преподавательский корпус пенсионного возраста на научные подвиги не тянет, ибо тяжко упахиваться на грядках в борьбе за зимнее подспорье к столу и вести параллельно инновационную научную деятельность. Налицо явный дефицит идей, которые следовало бы развивать. Хотелось бы обратиться к читателям блога, может быть у кого-то есть вполне разумные инновационные идеи? Тогда бегом в свой любимый ВУЗ, там отчаянно ищут талантливые идеи! Вам там будут реально рады! У меня процесс пошел! А у Вас?

2. Тренды. Я был сильно не справедлив по отношению к собственным клиентам, как показала практика. Последние две недели просто какой-то праздник! Приходят люди не просто - два афтакада, заверните, пжлста... Хотя и такие мелькают. Нет! Приходят те, кто реально интересуется! У них горят глаза! Они внимательно слушают, предельно прагматичны и хотят получить максимум. Это был такой, праздник души, личный. И тоска одиночества сменилась на жажду действий и большой, настоящей работы. Собственно, почему я и пропал. Сейчас мне нужна капелька везения и терпения, чтобы аккуратно и методично оказывать всем таким, ищущим и думающим максимально тактичную помощь в выращивании их потенциала до создания критической массы в тусовке. Когда шум голосов, подтверждающих наши идеи станет гулом, будет достигнут предел критической массы и массовая популярность (читай отличные продажи) станет реальностью. Буду и впредь краток в своем блоге, возможно буду писать не столь регулярно, но буду стараться быть креативным в идеях по возможности.

3. Сила художественного свиста. Тут немного о личном. Я зарегистрировался на форуме синьюс аж в далеком 2003 году, когда ресурс только начинал свое эпохальное восхождение к вершинам ИТ-журналистики и пику популярности. И был в прошлом году успешно там забанен за непристойное поведение. Достали они жестко. Уж не знаю, чем конкретно обидела компания Microsoft синьюс, но факт остается фактом: последние пару лет синьюс восхвалял "свободное ПО" и всячески поносил (от слова Поносов) пропиетарные программные продукты. Был создан ЦеСТ (Центр свободных технологий), в котором произошло объдинение депутата Виктора Алксниса и многострадального директора школы Поносова, которого пытались засудить за пиратский виндоус. Тут надо сделать сноску, что основная там интрига была в том, что там был организован при закупке железа откат, о чем было благополучно забыто в пылу слушаний дела про хатченную венду. К чему я все это рассказываю? Да собственно, речь идет о непреложных экономических законах, которые на полном бодрячке отвергались и подвергались гонениям. Итак, основой "балета" был простой факт: долой засилье иностранных корпораций в программном обеспечении. Давайте разработаем свою собственную операционную систему! Свой офисный комплект, свой фотошоп на гимпе и прочая, прочая, прочая! Рассейское! Робкие голоса спектиков, говорящие о том, что это вредно, опасно и не нужно, в расчет не принимались вообще. Тут добавились голоса "внутренних органов", что это нужно сделать обязательно! Разговор о том, что добиться приемлемого для большинства качества при "коллективной" бесплатной разработке софта достичь невозможно - это освистывалось и осмеивалось. Разговоры о стоимости внедрения отметались напрочь, мотивированные фактами "внедрежа" в Европе, где "свободное" ПО обходилось с учетом затрат на внедрение в среднем на 50% дороже - подвергалось нападкам и гонениям. За что Ваш покорный слуга и был успешно забанен тамошними админами на форуме. И вот сегодня пришла закономерная весть: ЦеСТ сдулся (http://www.livejournal.ru/themes/id/16192).

К чему я это все? К тому, что среди пользователей САПР есть определенное давление на разработчиков и продавцов! Ваши программы слишком дорогие, они должны быть дешевле. Собственно, аналогии здесь напрашиваются самые прямые! Любой товар, любая услуга имеют свою, экономически обоснованную цену. Более того, эта цена, как оказалось в неявном виде включает в себя стоимость мелкого, сопроводительными сервиса при пред- и послепродажным обслуживанием. А когда софт дешевый, то на сервис денег уже не остается!

А уж когда софт, вообще, разрабатывается бесплатно, тут финал понятен. Нельзя переступить через очевидные экономические законы. И если ты слопал халявный пирожок, значит кто-то где-то этого халявного пирожка лишился. Ничего удивительного, откровенно говоря. Думаю, что теперь многие из "лагеря бесплатного программного обеспечения" всерьез задумаются и станут более сдержанны в оценках перспектив своего движения?

Право слово, знаком со случаями, когда и дорогой софт на неприличные суммы сгружали в приемной, в накладной заставили расписаться секретаря и были таковы! Да, есть такие примеры. Это были мои конкуренты, так что я рад, что они так поступали. И с гордостью рассказываю про такие случаи клиентам!

Ну так вот, я по поводу дешевизны сервиса. Сейчас настает такое время, когда просто умение собирать в некую последовательную и системную картинку разрозненные кусочки информации, приводит меня к мысли, что основную доходную часть, нас, САПР-опродавцов, нужно переносить с маржи с продажи коробок на сервис и информирвоание клиентов о доступных технологиях и методах решения производственных задач. Т.е. от чистенькой коробочной торговли пора переходить к более глубокому, инжиниринговому подходу, когда нужно на конвеер ставить технологичное внедрение комплекса продуктов и технологий в максимально большом количестве компаний-клиентов. Как обычно, вместо извечного российского двойного вопроса: кто виноват? что делать? нужно дать один простой ответ: виноват сам, начинать работу и перевоспитание с себя! Чем я и занимаюсь последнее время. Т.е старательно и последовательно повышаю свой профессиональный уровень. Чего желаю и всем присутствующим!

P.S. Смутное время вызвало к жизни класс людей из категории купипродаек, которые готовы участвовать в любых торгах и тендерах. Их оптимизм основан на инсайдерской информации, глубоких коррупционных схемах и прочих прелестях "реалий российского бизнеса и особенностей его взаимодействия с государством". Ладно, не будем распинаться о реализаторах в рамках 94-ФЗ. Нам это не интересно, правда?

P.P.S. Немного сумбурно сегодня получилось, видимо сказывается усталость. Ничего, на выходных постараюсь систематизировать в блоге всю свежую информацию, которая у меня есть. А пока - работа и ещё раз работа!

воскресенье, 11 октября 2009 г.

Информационный вакуум

В коменнатрия к моим сообщениям в блоге периодически проскальзывает мысль об информационном вакууме среди пользователей. Сегодня хотел бы именно об этом поговорить.

Есть несколько должностей сотрудников на любом предприятии, которое использует САПР.
Попробуем пробежать лестницу снизу вверх в попытке осмыслить, кто и какими категориями мыслит. И с кем надо сотрудничать, какие результаты будут в итоге.

Начнем-с...

Пользователи.

Та самая категория, ради кого все это и затевается, как правило. Т.е. те, кто выдают на гора точные чертежи рабочей документации, эскизы, на основе которых и строиться вся дальнейшая работа. Не смотря на громкие и победные реляции о проникновении Интернета к почти 40 миллионам россиян, практически не бывают в Сети. Очень редко и избранно попадают на мероприятия, посвященные тем или иным программным продуктам в области САПР. Не имеют никакого вляиния (почти) на принятие решений. Большая часть используемых САПР - то, что поставили им админстраторы компьютерной сети предприятия. Очень часто являются основой для создания зоопарка используемого на предприятии программного обеспечения. Т.е. приперли какую-ту классную программу, в которой можно очень быстро решать свои собственные, узкопрофильные задачи. И на этом все! Будут оказывать сопротивление любым инновациям, откуда бы они не исходили. Потому что их технологический потолок именно их любимая старая программа. К слову, надо отметить, что программы такие в большинстве своем действительно решают поставленные задачи, но в заданной "кривой" плоскости. Об интеграции с остальной цепочкой проектирования можно смело забыть в большинстве случаев. Основной лейтмотив такого поведения скрыт в банальной лени. Большинство все время ищут волшебную красную кнопку, нажав которую, программа с минимумом усилий с их стороны быстро и безошибочно создаст все необходимые чертежи с рабочей документацией. Ищущих, талантливых, способных на самостоятельное освоение нового программного продукта, всего 2 человека на сотню пользователей. Инноваторы настолько редки в этой среде, что такие исключения лишь подтверждают общее правило. Общаются пользователи с продавцами САПР много и охотно, жалуются на судьбу и обстоятельства, начальство, маленькую зарплату, вообще на все что угодно. Но изучать новый продукт не хотят категорически.

ИТ-начальники

На относительно крупных предприятиях это, как правило, начальники ИТ-отделов. В малых фирмах их роль выполняют приходяшие "мальчЕги-одмИны", которым ваще, по фигу, лишь бы платили за умный и хмурый вид, когда они в упор разглядывают проблему, но не в состоянии её решить. САПР оба типа занимаются постольку-поскольку. Они ещё заняты сетями, обновлением парка компьютеров. В их ведении кутерьма с расходными материалами для печатающих устройств и обеспечение доступа в Интернет. В большинстве случаев не являются специалистами в предметной области - в проектировании. Да и не обязаны, по большому счету. Поэтому сделать осознанный выбор, какой именно программный продукт должен использоваться на предприятии не могут. Это не их вина, это их беда. В классических учебниках по продажам гордо именуются людьми, готовящими решения. На практике не обладают навыками, необходимыми для подготовки таких решений. Во избежание "недоразумений" в подавляющем большинстве случаев скрывают инфомацию от пользователей и руководителей, которой располагают в избытке про новые программные продукты, их функционал и возможности решения производственных задач. Избирательно общаются с представителями фирм-поставщиков программного обеспечения: кому-то верят, с кем-то советуются, а покупают у третьих. Т.е по сути дела, в неявном виде реализуют не только техническую политику в области САПР родного предприятия, но оказывают явное противодействие тому, что является с их точки зрения абсолютно неверным. Причем понятие верного у них трактуется так широко, что иногда прямо оторопь берет. Самый неудобный тип контакта для продавцов и внедренцев САПР, с которыми приходиться общаться. И бесполезный, по большому счету.

ГИП/ГАП-ы.

Главные инженеры проекта/главные архитекторы проекта. Колоссальный опыт, умение искать и находить комромиссы. И при этом парадоксальные вещи! Острое желание заставить всех молодых пацанов под своим руководством заставить чертить на бумаге, ибо так быстрее. Заоодно чертить научаться. На самом делепрекрасно понимают, что мир изменился, но по армейскому принципу хочется показать свой кусочек власти, авторитета, заработанных годами упорного труда. Который, в большинстве случаев, никем толком и не оценен. Трепетно, до дрожжи в пальцах и коленках коллекционирующие грамоты и бумажки-свидетельства о "повышении квалификации", вывешивающие их на видных местах в офисе. Чем с успехом пользуются многие компании-разработчики САПР, очень тонко и мудро играющие на желании людей собирать доазательства собственной профессиональной значимости. Ретроградны по своей сущности, не верящие ничему и никому. Именно они являются основным стадом "боевых хомячков", которые в ручную проверяют программы на правильность результата. И после всестороннего тестирования авторитетно заявляющие, что новая программа фуфло, врет в расчетах и что вот он-то, опупенный спец сделает то же самое с лучшим качеством. Тут нужно понимать, что такие заявления имеют под собой основу. Но! Даже если программа выдает не совсем качественный результат, то пля, на то ты и инженер, чтобы на основе своего опыта и быстрых прикидочных расчетов с помощью программы не сидеть неделю пересчитывать объект, а сделать расчет быстро, а потом скорректировать его правильным образом! Нет, мы сначала ставим перед собой проблему, а потом её преодолеваем: все считаем в ручную! Напомню, что производительность труда специалистов в России от 3 до 30 раз ниже, чем в европейских или американских компаниях. Т.е. имеем констатацию факта, что у нас много не инженеров, а техников-оформителей!

Руководители со товарищи

О, да! Люди, принимающие решения. Именно общение с ними способно, на первый взгляд давать самый правильный результат. Увы, в большинстве своем озабочены общими бизнес-задачами. И САПР в терминах бизнеса воспринимают как нечто постыдно-обязательное, но не оказывающее (с их точки зрения!) почти никакого влияния на процесс проектирования как таковой. Поэтому считающие, что есть ИТ-служба, есть пользователи, а им вникать в эти глупости про САПР нет времени. И вообще, считают все это не существенным. Вот купить новенькие лифты в офис, закатать в мрамор туалеты, отделать лобби фирмы в стиле дворца арабского шейха - это важная народохозяйственная задача, чтобы поразить клиентов своим богатством и масштабом. Вообще, это глобальная проблема. которой может быть имеет смысль поговорить отдельно и более подробно. Основываясь на своем личном опыте могу привести четыре основные категории руководителей. Первая, старики, сохранившие свою власть ещё с доперестроечных времен содержат у себя отделы машинисток, куда такие же старички приносят документы, написанные от руки. Очень быхотели сохранить свой весьма прибыльный бизнес. Но увы, не имеют возможности приподняться над ситуацией, проанализировать её и понять, что без инноваций их просто съедят. Тяжело в преклонном возрасте идти навстречу переменам, но выхода нет. Посему банкротятся с приличной скоростью и с омерзительным качеством. Вторая категория новая волна: те, кто сам начинал с низов и волею судьбы и обстоятельств таких забросило в кресла руководителей или заместителей. Зачастую сами являются послушными исполнителями воли "отцов-основателей" таких фирм, пофигистически относящиеся к результату работы родной компании в целом. На вопросы о САПР отвечают с усмешкой, что им это не интересно. Вон там бегает мальЕг-одмИн, идите с ним разговаривайте. Это, типа, не мой уровень! Как и первый тип, имеют профильное образование и никакого образования в области управления, менеджмента. Третий тип новодельцы - крепкие хозяйственные мужики, создавшие свой бизнес с нуля, эдакий русский вариант селф-мэйд. С ними приятно и легко иметь дело, они слишком охотно идут на инновации, но требуют высочайшей экономической эффективности, на грани возможного. Очень часто они переступают черту, в попытке получить чересчур многое от новых технологий, при неправильном внедрении часто разочарывающиеся и начинающие работать по принципу как все. Тут есть политический аспект, о котором в этом блоге упоминать даже не хочется, ввиду явной очевидности. :( Точно так же, как и перва яи вторая категория не имеют образования в области управления вообще. Интуитивно и ежедневно ищущие лучшие практики управления своим предприятием. Четвертая категория - хайтеки, самая сладкая. Управленцы новой волны, зачастую приехавшие из Москвы "управлять хозяйством" вместо проворовавшихся прешественников. С ними проще всего, откровенно гоовря! Как у всякого хорошего менеджера управленца базируются четко на трех китах ведения дел: цель, срок, бюджет. В России возможно одновременное исполнение только двух этих факторов из трех. :) Больше "социум не пускает". :) Искусство состоит в том, что иногда им удается совместить все три параметра. Чем больше будет таких управленцев. тем быстрее наступит технологический прорыв в этой стране. Но этим ребятам может банально не хватить терпения, сами знаете почему? Правильно! :) Но, как и первые три группы, до сих считают, что как именно чертють их подшефные суслики чертежи не имеет никакой разницы. И все стимулирование сводиться к банальщине в виде премиальных выплат и сверхурочной работы. При этом сами жаждающие использовать инструменты личной автоматизации с максимальной эффективностью.

ИТОГИ:
Подведя грустную черту, следует признаться, что в итоге имеется весьма грустная ситуация: на современном проектном предприятии разговаривать о внедрении САПР НЕ С КЕМ! Решительно, абсолютно и бесповоротно! Всем участникам с той стороны "не до суг"... :) И тот, кто придумает правильную методологию продвижения САПР внутрь предприятия клиента получит себе весь рынок и всех клиентов. Откровенно говоря, я как раз и пытаюсь методологически решить эту самую задачу. И публикация здесь этих мыслей в блоге как раз и является попыткой осмыслить этот процесс в целом и найти пути решения. Вполне вероятно, что в полемике возникнут идеи, как этого "счастья" достичь. Есть задача, ищется решение! :) Вообще, это и есть оснвоная работа отделов маркетинга вендоров и дистрибьюторов: поиск эффективных и нестандартных способов "вхождения" в клиента. Те типовые сценарии, которые мы видим и реализуем сейчас на практике зачастую очень далеко, "эдак на километра полтора" отстоят от этой задачи. Хотя, следует признать, что лично мне по душе пришелся 3D-форум и тест-драйвы. Они тоже, эти мероприятия, не идеальны. Но почти близко подошли к решению данной задачи.

Единственный, очень полезный эффект от кризисных явлений, который проявил себя в полной красе и яляется очень отрадным лично для меня, так это то, что 25% компаний, которые раньше были дилерами по продаже программного обеспечения исчезли. Развалились, обанкротились, сменили профиль, ушли в криминал - не важно. Рынок очистился, причем весьма приятным образом. Остались только те, кто реально хочет этим заниматься не потому, что там можно бабла срубить по легкому, а потому что считает для себя это важным и актуальным делом - продвижением хайтека (родного/импортного - не важно) в производственный процесс в этой стране, здесь и сейчас. Пусть это звучит возвышенно для некоторых, но это достойная и благородная задача. Понимаете, нужно не вести холиварные войны на форумах по замеру "кто круче" в функционале продукта, а выбирать самые экономически эффективные и оправданные инструменты. Обращать внимание на качество самого программного продукта. Потому что качество влияет непосредственным образом на общую стоимость владения - ТСО. Т.е. опять же, является инстурментов измерения экономической эффективности! В этой ситуации основным элементом борьбы становятся как раз качество программного кода. Качество!

Ещё один аспект, который висит в воздухе, но который до сих пор не оказал заметного влияние на рынок вообще и на клиентов в частности - это коллектиыне методы работы сотрудников предприятий. Я не зря так с придыханием говорю про SharePoint. Меня вежливо тыкали носом в Bentley ProjecWise, причем заслуженно. Так вот, я по прежнему считаю, что наиболее сильной связкой, на поле которой нужно играть сейчас является MS SharePoint & MS Project. Либо их аналоги! Концепция "всеобъемлющего PLM" пока не устаканилась в головах клиентов. И именно это будет основным полем битвы. Сейчас мы все на пороге технологического рывка: тот, кто предложит наиболее быстрое и легкое (пусть даже его будут называть "кастрированным" PLM) решение по организации коллективной работы, тот станет лидером рынка. Откровенно говоря, Autodesk Vault на эту роль не годиться, как мне кажется. Нужно другое решение, более широкое, что ли? Или более простое, не знаю! Но то, что оно нужно, востребовано и сильно изменит ландшафт мира САПР у меня сомнений нет. Вот на этой приятной нотке хочется закончить свой сегодняшний, отчасти сумбурный рассказ. Надеюсь, что будет тонна комментариев по этим темам. Очень хочется именно дискуссии! :)

P.S. Отдельное спасибо хочу сказать Владимиру Малюх http://vmalukh.blogspot.com/ за точные и интересные комментари. А так же выразить слова благодарности Олегу Шиловицкому http://plmtwine.com/plm-daily-think-tank/ за ссылки на превью SharePoint 2010. Впечатлило сильно, ибо это готовая среда, инструментарий для создания своего собственного информационного наполнения внутрикорпоративных порталов. Спасибо!

четверг, 8 октября 2009 г.

Основы цивилизации

Очень много чего накипело в блогосфере под флагом вокруг-да-около-САПР по моим ощущениям за последние несколько дней. Будет нетактичным с моей стороны не попытаться озвучить свою позицию, которая плавно трансформируется под воздействием мнений других людей.

Весна и лето этого года было для меня вполне так себе тяжким временем. И самый печальный факт, даже при наличии безлимитного "интернету" это шикарный информационный ваккум на заданную тематику в рунете. Быстрое и резкое сканирование известных мне ресурсов в июне привело меня в отчаянное недоумение. САПР и Графика, Кадмастер, Кадкамкае, Изикад, Двг.ру, Кадюзер.ру, Бухта нищих пиратов лавтимовая. Собственно все. Нет, конечно есть ещё несколько адресочков, точки настоящих религиозных войн между фанатами разных софтов. Есть колонка САПР-менеджеров от Кадалиста. Но будем откровенны - реальных источников, чтобы с российским душком, с надрывом и правдиво не вижу. Что делаю? Делаю прострел блогосферы. Натыкаюсь на пару лент блог-коммюнити, где народ спрашивает, как закрасить треугольничЕг в афтакАде. Тупик! Нет ни одного ресурса, где есть достойный, на мой привередливый взгляд, контент по заданной тематике - САПР вообще, на методологическом уровне. Первые два журнала не в счет, ибо живут они за счет рекламных статей вендров софта и железа в оффлайновых, бумажных версиях своих изданий.

И тут я понимаю, что это мой звездный шанс. И завожу свой блог. Эффект ведения блога с личными размышлениями моментально становится объектом присвистов и обсуждений со всех сторон. Сходу попадаю в Инжеленту, чему оказываюсь поражен! Получаю в виде заметок с "подтекстом" в собственный адрес от Изикада. Эффект напоминает взрыв пакета молока в пустой комнате: брызг многовато получается. Затем происходит эффект дубль два: появляются зачатки блогосферы в заданном жанре. Это конец августа, начало сентября. Все начинают открывать свои блоги, понимая, что это новое, перспективное направление "продвижения" собственных идей. Это коренным образом отличается от моего подхода: мысли писал для себя, на "широкую популярность" особо не рассчитывая. Но во многих блогах теперь мелькают "ответы на комментарии Александра Волкова". Меня обсуждают, со мной полемизируют, оспаривают и переосмысливают на свой лад мои идеи. В общем, стал я "первохаком" тематики в блогосфере рунета. В общем - сработал как катализатор рынка, что само по себе стало для меня открытием. И сразу началсь гонка: у кого бложек покрасивей, у кого гаджетов налеплено, у кого постингов в день как гороха. Тут настает черед вполне приличного копипастинга, когда часть блогов превращается в зеркало инжеленты с расширением источников контента по консолидации разрозненных новостей из ряда других, открытых ресурсов, что вызывает откровенное "умиление". Моя позиция в этом случае удивительно проста: блоггинг не копипастинг! А место для генерации собственных мыслей и идей. Новостных порталов хватает, агрегаторов-автоматов наплодили давно уже видимо-невидимо.

Особняком в этом ряду видна резвая попытка Autodesk сформировать собственную трибунку для юзерского коммюниту. Задействован вполне не хилый ресурс, продвижние явно ощущается. Я уже к тому времени в своем блоге нафлудил на полрожка от калаша, по собственным ощущениям от всех высказываний. Затем неспешные, с раздумьями переговоры... и меня вывешивают, аки блоггера на коммюнити в обмен на клятву не хамить. Хотя моя публикация там с течением времени начинает вызывать у меня сомения. Я независимый блоггер, не на содержании у кого бы там ни было. И иногда могу "разлепить дуло" собственного мнения в любую сторону, что далеко не всегда приветствуется со всех сторон. Вот собственно и все. Вернее, самая интрига начинается дальше.

Мой блог начинают пытаться использовать для отжатия картинки в свою пользу другие блоггеры, которые совсем недаво проявили огромную активность в этом вопросе. Правда, что поражает, отжимать по сути - нечего. Судя по списку постоянных читателей... 11 человек и пара фидов синдицированных. Вон, на коммюнити уже за тысячу народу. Но там за порядком "приглядывают" цивилизованно. Я же наоборот, дабы было больше возможностей для "инакомыслия" по отношению к своим мыслям открываю возможность постить все анонимно. И имею весь "горох в лоб" вполне заслуженно. Один раз, когда тональность неизвестности начала "накалять атмосферу" стер три комментария, дабы не доводить до холивара.

Ещё одно неприятное открытие: количество людей, которым интерсен вопрос про менеджемент в САПР в рунете, похоже настолько ограничено, что все, кто в теме, уже давно здесь, в моем блоге себя проявили тем или иным образом. Это личное и субъективное мнение.

Да, ещё - я очень плохо отношусь к одной "гороховой фабрике", с основной специализацией на боксмуверстве, которая всем дилерам по продаже софта пьет кровь ведрами в каждом углу нашей необъятной родины. Может для кого-то они "правЕльные пацаны", но только не для меня. Никто не любит дискаунтеров, даже если они жгут по настоящему, но это скорее из моих личных впечатлений. Первобытную мою ярость вызывают практические воплощения поговорки про юпитера и быка на примере этой "гороховой фабрики". Переубедить меня в обратном способны только полрожка от калаша на дуст-два. :) Указывать же на просчеты и недостатки иных означает помогать им понять, что у них плохо. Поэтому просто заблаговременно публикую свою точку зрения по поводу "гороховой фабрики", которая возможно будет где-то в моем блоге проскальзывать в дальнейшем и уже бывала в прошлом. Чтобы не было недоуменных вопросов в комментариях в будущем. В своих практических действиях стараюсь работать на опережение, причем в тех сегментах, где чуствую "запас собственного хода".

Пусть будут в блоге комментарии к моим мыслям. Я спокойно и терпеливо буду освещать свою позицию по интересующей меня проблематике. Буду с благодарностью выслушивать все комментарии и буду стараться по максимуму поддерживать полемику. Единственной просьбой по прежнему остается соблюдений приличий при высказывании своей точки зрения.

Теперь по поводу многичсленных комментариев про ширпотребы и какбы-КАД-ы. Я сейчас найду свою собственную фразу из старых публикаций и повторю тут: "Всякий, ищущий тут жидомасонский заговор перегибает палку. Нету тут заговора, это блог, а не обложка кадалиста! :) "

Не волнуйтесь, в ближайшее время постараюсь ещё раз отшлифовать свою позицию по следам многочисленных высказываний в свой адрес. Мне надо подумать, осмыслить. Я не пропал, просто нужен логический тайм-аут. Увидимся/услышимся! :)

воскресенье, 4 октября 2009 г.

Пара ссылок и холивар в комментах! Чем короче текст, тем сильнее мысли.

Я опробую пробежать все мысли по порядку, здесь http://volkov-alexander.blogspot.com/2009/10/what-should-be-price-of-cad-software.html высказанные и что-то либо ответить, либо прокомментировать.
1. Дело в том, что многие, в том числе и в России, считают Ральфа Грабовски весьма авторитетным специалистом именно на основании того, что он независимый эксперт и часто высказывается не потому, что его попросили/ему заплатили, а потому что именно так он считает. Я не берусь оспаривать его высказывания. Я считаю, что его точка зрения должна служить неким нивелиром, базовой точкой отсчета для многих других суждений. За пределами маркетинговых громких победных реляций разработчиков софта и крикам пользователей. Не могу сказать, что я во всем с ним согласен. Скорее, я воспринимаю как некую константу, от которой можно отсчитывать свое суждение. Но не воспринимать, как истину в последней инстации.
2. Страшно далеки они от народа. Согласен! Круг людей, который не только задается этими вопросами, но и пытается их обсуждать, похоже ограничивается 10-15 людьми на всю Россию. Остальные либо молчат и слушают, либо... таких просто нет. Это пугает, по настоящему. Суда по тому, что меня читает аж целых 11 человек... они все уже здесь. Либо мы тут собрались "интеллектуалы", которых никто не понимает и их движения никому не нужны, либо мы оторвались от "народа" в непонятные дебри. Посему, любые "информационные поводы" бурно обсуждаются "узким кругом ограниченных людей". Похоже, что-то со страной...
3. Буквально на этой неделе был глобальный, всемирный опрос партнеров Autodesk. Я ответил на вопросы анкеты, но результаты сгинули в глубинах отделов "боевых хомячков". И вряд ли будут станут достоянием общественности. В чем проблема? В том, что нет социального заказа со стороны сообщества на подобные результаты. Т.е. некое издание/онлайн ресурс должны почуствовать, что этот материал будет востребован сообществом. И что затраты на такой "телемАркетинг" окупяться при публикации, хотя бы за счет рекламы. Пока этого нет, все будут жить "на ощупь".
4. Беда в том, да весь мой блог тому свидетельство на самом деле, наступил переломный момент. Нужно очень четко понять простую вещь! Есть два пути дешевый софт, который к элите цивилизации (не на словах, а на деле!) - инженерам, не имеет никакого отношения. Это - ремесленники, которые ляпают типовые проекты на основе старых наработок. Таким достаточно листа бумаги. И плоской чертилки. Второй путь, для тех кто инновационен - путь поиска серьезных инструментов для серьезных результатов. За кем победа, понятно без слов. Ибо первую категорию выгоняют пачками на пенсию, платят маленькие зарплаты за хреновенькие результаты с тоннами переделок. Только те, кто способны к качественному росту, кто в разы экономически эффективнее, останутся на рынке. Поддерживать слабых благородно, но больно напоминает усилия врачей по поддержанию жизни в теле человека, находящегося в глубокой коме. И визг про 99% функционала - ровный визг об умирающей ветке эволюции. Вы извините, что я так прямолинейно, но похоже настал момент, когда можно и нужно об этом говорить прямо!
5. Замер долей зачастую прямо аналогичен замеру сами знаете чего в детском саду. :) Извините, не надо мерять. Нужно вежливо и аккуратно пинать крупных вендоров в сторону реализации нужного функционала внутри комплексных продуктов. Для этого у ... есть wish list. Т.е. перечень того, что нужно по коллективному мнению клиентов "реализовать". Так что задача вместо охаивания и облаивания сводиться к тому, чтобы вписать свои требования в этот "лист ожидания". Я про Civil скажу - все, что набубнили на TechCamp в Париже весной 2008, в продукте - рализовано! Ну или почти все. Жаль я не попал туда. :( Более того, уже отрелизили пакет адаптации для России для 2010 версии. Так что "лист ожидания" работает, в отличии от "вИденья" ситуации у других разработчиков. А в ответ от маргиналов получаем чего? Получаем только ругательства. А когда с лопаткой ковырять начинаешь, выясняется, что сделано многое и быстро, если не все. :) Релизы каждый год, если что... :)
6. Я уже об этом в блоге своем писал, попробую напомнить. Китайцы народ упрямый... Первый раз у них получается, "как у всех". Во второй хохот. В третий - ощущение работы. В четвертый удивление, да сколько ж можно! В пятый: ну-ка, любопытно! В шестой, блин, они сделали. В седьмой, а что? Получилось! Т.е. они последовательно и поступательно идут туда, куда весь мир бежать пытается. И судя по всему, у них получилось уже лучше всех... Лапшу жрем, кроссовки и тапочки носим. А телевизоры и сотики вообще, все оттедова... :)
7. Ситуцаия с инженерными кадрами в России в последнее время превратилась в профанацию. Ибо лучше место для трудоустройства для нынешних выпускников, сдавших экзамены и зачеты за взятки (Даже если учили, это не нужно никому! Главное для препода теперь наколбашенное бабло, которое победило зло!) - некая госконтора, контролирующая реальное производство. Там можно и нужно ковырять в носу в рабочее время, полизывая задницы начальства в перерывах. Казнь инженерной школы России завершена. Таким какбы-КАД-ов достаточно. А тому, кто ищет путь личной эффективности хочется расти в профессиональном плане самим. Таких единицы! И каждый раз, когда ко мне в офис приходят такие, умные, я тихо матерюсь про себя. Потому что понимаю, что два-три года и такой уедет отсюда, из страны. Но триалки они у меня получают сходу и без дурацких вопросов. Ибо я знаю, что они - основа цивилизации. А не хорек Росгорэкспертзабабкитехкакбынадзора с бульдожьими "щечками", за бабки подписывающий все и не глядя. Который выдавит отсюда всех умных, потому что он власть, которая мешает, а не помогает. Инженерное образование в этой стране превратилось из воспитания профи в социальный лифт для занятия "правильных должностей". Инженеров должно быть не просто меньше. Их в этой стране нужно гораздо меньше, но гораздо более выского качества. А большая часть толпы нынешних инженеров и есть техники оформители для черчения. Не более! Но потребность в мексиканских и китайских "техниках для черчерния" отсутствует, при условии использования сложных и качественных инструментов узких кругом профессионалов. Давайте будем говорить честно - мы должны говорить об инженерной школе в России вообще, а не о клон-КАД-ах в частностях, уж коли этом зашел разговор!
8. САПР - это инструмент профессионалов. Ты хочешь наляпять "дизигн" своей халупки? Показать клиенту красивую картинку? Тебе не нужен правильный рендер! Тебе не нужен бентлик или автостолик. Тебе хватит драгонфлая и халявного скечапа. За глаза! И за свою работу ты должен получать два кола, а не пачку баксов. Ибо такая работа не стоит, откровенно говоря, ничего. А какое огромное количество народу с придыханием называет себя профи, при этом рисуя балконы на отметке -3,800? Я таких видел своими глазами. И в глаза таким заглядывал. Они не краснеют, они орут, что это случайность. Это - не инженеры, не профи. А белковая масса! Блин, убьют меня за такие "фривольные" мысли, размажут...
9. Восхитительно! http://www.blogger.com/profile/03173358737841387455 Вы правы тысячу раз! На кой ляд толпа техников, если решаемые ими задачи можно и нужно автоматизировать? Не зачем! Но воинствующая толпа полуграмотных павианов упорно орет, что профессиональный софт для них это слишком сложно и дорого! Святая магдалина гваделупская, ну неужели не понятно, что это свидетельство болезни отрасли в целом, а не спор о том, какой САПР треба? С САПР как раз все в порядке! А вот... ой, ой, ой, тут я лучше промолчу. Кто понял, не ругайте, ладно?
10. Позавчера наткнулся на "удивительный" документ: http://energoproekt.blogspot.com/2009/10/gost-21101-97.html
И просто начал читать. Да, эту уайт папер нужно давать на перечитывать многим "техникам". Бодрит черезвычайно!

P.S. Про перевод вопрос открыт. Ибо переведен только кусок... И смысл... поплыл слегка в "нужном направлении". Тут надо либо переводить целиком и не предвзято, либо не браться вообще.

P.S.S. Я на всякий случай ещё раз, в "вежливой форме": на вопли "павианов" не откликаюсь. Это блог! Не рупор автостолика, не агент влияния компАса, не продажная деффка бентля. Увы, просто человек, который видит мир таким, каким может. И высказывает в личном блоге личные мысли. Я не идеален. В массе моментов ошибаюсь, кое-где торможу, не навязываю свое мнение, а просто его высказываю. И если мои мысли интересны и Вы их читаете - что ж, я давал обещание ... и прошу от своих посетителей того же - соблюдаем все приличия. Желающие побузить по настоящему строем идут к Луке на лавтим, в кадюзер и на двг. Эстеты холиварных войн идут в пекло страсти между арчиками и ревитчиками. Линки не даю, загуглите сами, будьте любезны! Там есть где развернутся настоящим буйным, но не здесь! Договорились?

суббота, 3 октября 2009 г.

What Should Be the Price of CAD Software? - WorldCAD Access

What Should Be the Price of CAD Software? - WorldCAD Access

Есть мысли. Есть тенденции. Есть крики. Каждый делает выводы сам.
Наверное имеет смысл мне перевести этот текст!

И ещё, вот тут есть мысли всякие:
Что происходит на рынке САПР в России? - CRN/RE