воскресенье, 5 декабря 2010 г.

Думы о будущем.

Читаю другие блоги и понимаю, что я безнадежно отстал от общего тренда – все в облаках, все витают. Я попробую немного «поползать по земле», чтобы у всех воспаривших возникло ощущение грунта под ногами. J Конец года, самая горячая пора у продавцов САПР-тематики – закрытие бюджетов, окончание проектов. Время, когда каждую минуту в офис приходят клиенты и покупают все и не глядя. Золотой сезон! В воскресенье вечером появилась капелька свободного времени, чтобы рассказать свои мысли и наблюдения, основанные на десятках встреч с самыми разнообразными клиентами.

Директор фирмы, примазанной к главному архитектору большого города. Великий архитектор, который всегда хвастается свой приближенностью к власти. Молодые ребята из фирмы, выполняющие одну из грандиозных распилов строек века. И маленький филиал большого московского института, который проектирует судьбоносные фантастические по масштабу коммуникации. В общем, пестренький такой букетик.

Практически все в один голос утверждают несколько базисных моментов, которые ясно высветили беспросветность того пути, по которому движется наша страна со скоростью чуть быстрее Сапсана.

  1. Прокладочные фирмы в тендерах. Практически в каждом крупном городе при чиновничьих структурах, распределяющих строительные/проектные бабки, мирно существуют замечательные конторки, обладающими всей необходимой грядкой сертификатов, фиктивными сотрудниками... и больше ничем. Основной способ «зарабатывания» таких прокладочных фирм – участие в тендерах и конкурсах за полцены. Они сами потом ничего не делают, а на субподряд нанимают тех, кто им же и проиграл эти конкурсы. Естественно, что нанимают на субподряд они тех, кто долго готовился к этому конкурсу, у кого уже есть ряд существенных наработок, кто вложил силы и душу в эти проекты. Но нанимают за четверть цены! А потом персонал проигравших строительных, проектных компаний удивляется, почему они работают как проклятые, но все время за сущие копейки!
  2. Даже если прокладка не выиграла в тендере, т.е. контракт достался заслуженно тем, кто в состоянии его исполнить, рентабельность такого контракта после игры на тендере составляет 1% и ни рублем больше. Вроде бы это хорошо, сэкономили бюджетные (читай народные) деньги при строительстве социально значимого объекта. Но, в долгосрочной перспективе эта тенденция приведет к тому, что количество проектных организаций начнет скоро стремительно уменьшаться, это приведет к непропорционально высокому спросу на проектные услуги и в дальнейшем феноменальному росту цен на проектные работы. Наступит, да впрочем, он уже почти наступил, кадровый голод на грамотных специалистов. И проектировать нормальные здания и сооружения скоро станет некому. Если не оставлять хоть какие-то средства на модернизацию проектных организаций, экономить на доходах специалистов, то они долго ждать не будут, просто тихо разбегутся в другие отрасли. Да ещё, новинка этого времени – ты не только должен выиграть в чистую такой вот «конкурс», ты должен… внести обеспечительный взнос, гарантию того, что ты не сбежишь и исполнишь свои обязательства по проектированию/строительству. Вы, проектировщик, зайдите в свой банк и попросите кредит сроком на год. Тихо обалдеете от процентных ставок, потому что далеко не факт, что заказчик строительства с Вами рассчитается вовремя. Есть немало примеров, когда заказчик дом построил, деньги за офисы/квартиры получил, но со своими подрядчиками рассчитываться не спешит, мотивируя все это самыми малозначащими отговорками.
  3. Существенный рост налогов с нового года поставит крест на развитии всех компаний, у кого наибольшая доля в структуре затрат доходы сотрудников интеллектуального труда. Юристы, врачи, учителя, инженеры! Т.е. борьба за власть тандема карликов (плевать кто победит – старший или младший, эффект один и тот же) путем повышения дохода пенсионеров за счет работающей части населения, фактически перераспределения доходов приводит к грустной мысли, что стране нужны в основном трудящиеся слабо интеллектуального труда с низкими зарплатами, малообразованные, которыми легко управлять. Одним из косвенных подтверждений данного факта можно считать вот такие публикации: http://catok.livejournal.com/279422.html.
  4. СРО. Сформировали компенсационный фонд, получили допуски, платят взносы. Что такого инновационного, кроме создания ещё одной бюрократической структуры привнесли СРО в работу проектировщиков? Загляните в ленту новостей небольших региональных СРО – ошалеете! Кроме объявлений о необходимости срочно получить новые допуски ничего. Глупцов нет, все прекрасно понимают, что новые допуски = новым поборам взяток, потому что собрать всю пухлую пачку документов, утвержденных в качестве обязательных большинству проектных организаций просто не под силу. Ни обучения, ни проверок, ни каких-бы то ни было активностей, направленных на реальное улучшение качества работы, нет. Красивая, безнадежно больная на всю голову бюрократия. И это чугунное ярмо, которое повесили на строителей/проектировщиков, ни к чему хорошему в итоге не привело.
  5. Широкое использование «халтурного» труда. В штате проектной компании 10 человек, а по бумагам 30. Т.е. люди числятся в нескольких организациях и помимо своей основной работы ещё «подхалтуривают» с весьма понятным качеством этих самых поделок.

Вот такой вот ландшафт вырисовывается нам на близкую и весьма ощутимую перспективу. Я бы не хотел сгущать максимально краски, нагнетая атмосферу страха и неуверенности. Скорее хотелось бы использовать свои дальнейшие мысли как подложку или фон. Итак, приступим:

Что на сегодняшний день в условиях дикой конкуренции, административного давления и всего того безобразия, что твориться в проектной отрасли вызывает серьезный интерес у директоров проектных организаций? Нормальные бизнес-потребности в этом случае возникают! Увеличение, прежде всего эффективности труда в пересчете на одного сотрудника, особое внимание качеству, целостности и непротиворечивости проектной документации. Что самое важное для строителей – дешевле, легче, быстрее. Они готовы толкать проектировщиков на любые «подвиги», лишь бы сэкономить каждую копейку, даже в ущерб качеству возводимого объекта. Т.е. вместо экологически рационального проектирования подход чисто русский – где бы ещё пару килобаксов украсть сэкономить?

Вот тут возникает момент всяческих опасений со стороны руководителей проектных организаций, что если вкладывать деньги в обучение сотрудников, то они потом разбегутся и утащат полученные знания с собой, т.е. обучение на предприятии – это выброшенные на ветер деньги. Спектр ответов, спектр пожеланий варьируется в этом вопросе у руководителей проектных организаций весьма широко: от слов нам это не надо, у нас и так все умеют, до, может и надо, но, некогда этой ерундой заниматься. Вопрос эффективности работы в пересчете на одного сотрудника по-прежнему многими воспринимается как второстепенный фактор. Вполне возможно, что повышения уровня налоговой нагрузки с нового года наконец-то заставит большинство руководителей начать думать головой, а не другими выпирающими частями организма о целесообразности содержания жирного штата малограмотных сотрудников.

Привожу один простой пример: веселый институт, который проектирует, ну скажем, дороги. Все цифры направления работ приблизительные, не цепляйтесь к деталям, пожалуйста! Есть там замечательный отдел, который эту самую дорогу и проектирует. И проектировали они одну дорогу долго-долго, несколько месяцев. И выдали они результат, на основе файлов полевых изысканий с приборов, что надо передвинуть, ну пускай, один миллион тонн грунта, чтобы сделать дорогу ровной, гладкой да удобной для автомобилистов. Директор усомнился в результатах, ибо двигать надо много, стоимость строительства получается, непомерно высока. Пригласил одного частнопрактикующего специалиста по специализированному программному обеспечению. Тот взял те же самые исходные файлы, провозился две недели и о чудо! Получил результат, что двигать надо всего 200 тысяч тонн грунта. Возникла чертовски неудобная пауза. Ибо работа целого отдела из 20 душ за несколько месяцев и работа одного специалиста за две недели как-то настораживала. Возник и повис в воздухе один простой вопрос генерального директора – а зачем мне целый отдел, если это работа двух-трех классных специалистов? Итог банкета: весь отдел загоняем на учебу, ибо софт куплен давно, а как показал контрольный пример, учились сотрудники на отвали, в рабочее время мастерили халтурки, да чай пили. Но учебу не простую – так как конец года, объекты горят, то вместо полноценного обучения давайте пригласим на работу мальчугана, который будет шастать по отделам и отвечать на любые вопросы, про эту замечательную программу. Итог такого обучения, как Вы понимаете, равен практически нулю, потому что размер познаний программы у всех сотрудников разный. Деньги потрачены, вроде бы на вопросы ответили, но где эффект?

Второй немаловажный вопрос о последовательности обучения. Да, давайте учить, раздается вопль руководства. Где, как, чему и зачем учить? И здесь я могу с особым злорадством попинать гороховые фабрики, которые привозят специалиста из своего центрального офиса или из другого города замечательного специалиста, который читает стандартный базовый курс по программному продукту, даже окропленному святой водой от вендора. Увы, чаще всего эффективность подобного курса тоже практически равна нулю. Здесь хочу привести мысль, которая давно сформировалась в моей голове. Она основана на моем 5 летнем опыте организации учебных курсов, и чтобы не быть голословным, хотел бы привести в качестве примера курсы AutoCAD.

Во-первых, нужно для начала внимательно изучить типовые проекты заказчика обучения и в процессе бурных переговоров для начала понять, действительно в современных условиях клиенту нужно изучать именно этот программный продукт. Здесь уместна оговорка, что курс AutoCAD обязательно нужен в том случае, если специализированное, вертикальное решение базируется на платформе AutoCAD. Тем не менее, вполне возможно, что для решения задач клиента нужно изучать совершенно другое решение, не на платформе AutoCAD! Т.е. для начала нужно провести презентацию AutoCAD для пользователей, сосредоточившись не на базовых элементах интерфейса и типовых командах, а на особенностях, дополнительных возможностях. Т.е. нужно понять, насколько функционал данного программного продукта применим к тематике клиента.

Во-вторых нужно провести тест-драйв, для того чтобы пользователи выполнили тестовый пример, который мог бы позволить пользователям самостоятельно выполнить несложный контрольный пример в среде AutoCAD. Это даст пользователям первое впечатление о функционале продукта, позволит понять на примере личных ощущений, насколько данная среда применима для решения пользовательских задач.

В-третьих, для тех пользователей, кто вообще не переваривает компьютер нужно провести предварительный курс по операционной системе и общим навыкам работы с компьютером, потому что пользователи бывают разные и наличие диплома о высшем образовании в наше время ничего не гарантирует. Дипломы покупают на раз-два, если что. После данного курса нужно провести анкетирование пользователей, с целью выяснения их текущих имеющихся навыков работы в AutoCAD. Не смотря на упорное махание гривой и крики, шо мы умные, мы все умеем, далеко не всегда это соответствует истине. Из практики – нифига не соответствует.

В четвертых, тот самый официальный базовый курс уровня 1. Т.е. все строго по шагам, не смотря на вопли некоторых пользователей, что мы умные, мы все знаем. В нашей практике был случай, когда команда проектировщиков, пять лет лихо выполнявшая проекты в Inventor-е угодила на курс по AutoCAD 2010. Итогом курса стал удивительный результат – выяснилось, что для решения большей части их задач проектирования хватит AutoCAD 2010 с функциями параметризации. Вот так вот… Т.е. все про пространство модели и про пространство листа, про массивы и многие другие невероятно простые хитрости, которые есть для черчения в классическом AutoCAD-е свежего релиза и то, что со скрипом реализуется в многочисленных клонкадах.

В-пятых, курс уровня 2. Тут уже и работа с диспетчером подшивок и все те трюки, которые здорово облегчают жизнь. Рудиментарные средства автоматизации, работа с объемными моделями, импорт и экспорт, работа с растром, да что я, в самом деле, буду состав курса перечислять, что ли? J

В-шестых, пилотный проект. В переводе на человеческий язык это время, когда преподаватель наблюдает текущую работу пользователей после обучения на реальном проекте и при случае бьет линейкой по рукам самых нерадивых, кто применяет неправильно на практике все те возможности, что обсуждались в рамках курса уровень 1 и уровень 2.

Но такое правильное, многоступенчатое обучение должно напоминать дорогу с двухсторонним движением! Руководство должно оценить результаты каждого ученика, увидеть через несколько месяцев после завершения обучения реальный прирост производительности конкретного сотрудника и совершенно конкретно усилить его социальный пакет: увеличить размер заработной платы или предоставить другие материальные или нематериальные льготы, например командировка на профессиональную конференцию. Тут еще одно небольшое отступление – непосредственно после завершения обучения производительность труда сотрудников ощутимо снижается, что связано с привыканием к новым правильным технологиям работы.

Вполне возможно, что описанный схоластическим способом подход можно и нужно применять на практике к другим программным продуктам с некими вариациями. Это озвучивается в многочисленных выступлениях сотрудников Российского офиса Autodesk. Увы, чаще всего пользователи вообще никак не реагируют на такие рекомендации, считая, что они самые опытные и умные и все знают и так, без дополнительных подсказок.

Отдельной строкой помимо методики обучения базовому продукту для работы стоит проблема организации коллективной работы, сохранения результатов работы в общем хранилище. Я давно и достаточно живо сам интересуюсь этой тематикой, но все те программные решения, которые присутствуют на рынке, вызывают у пользователей разве что изжогу. В основном это достаточно дорогие программные решения, с богатой функциональностью, но при этом весьма сложные в изучении и внедрении, требующие вполне приличных усилий по тюнингу под конкретную специфику конкретного предприятия. Именно поэтому любые специализированные решения в области САПР (те самые заветные аббревиатурки PLM, PDM и иже с ними) до сих пор плохо приживаются на почве архитектурно-строительных САПР. И вполне закономерный итог – классические системы электронного документооборота с легкостью вторгаются на этот благодатный рынок, активно осваивают новую для себя нишу, в качестве примера можно привести решения фирмы 1С, DocsVision, ряд других решений. Собственно, именно в этой области и кроется с моей точки зрения оправданный цинизм Autodesk, который отвечает на вопросы про PLM и PDM с неприкрытым коварством, что это пока преждевременно. Не шагнули ещё вперед технологии, которые позволили бы с такой же легкостью и изяществом, как ранее рынок черчения захватил AutoCAD занять рынок систем документооборота. Весьма серьезную заявку на этом поле в настоящее время сделала Microsoft, выпустив новый SharePoint 2010, который создал новый стандарт качества и удобства коллективной работы. Теперь осталось дождаться, когда мировые гранды – Autodesk, Bentley, Nemetschek, российские разработчики начнут выпускать специальные решения на платформе SharePoint для организации коллективной работы и документооборота в области САПР.

Почему организация коллективной работы в электронном виде столь важна для проектных организаций? Все очень просто, это история случилась несколько лет назад, пыль уже улеглась, но история имела место:

Пара крупных институтов собирается участвовать в конкурсе на проектирование на сумму 200 миллионов рублей. У одного института все готово, ну или почти все, они справедливо рассчитывают, что им отойдет этот контракт, и они на основе уже имеющихся у них наработок получат хороший результат. А у второго института нет ни-че-го… Но у них нашлось капелька денег и какая-то тварь на флэшку скопировала им папочку с сервера первого института со всеми наработками… Цену второй институт выставил 199 миллионов и контракт ушел из рук первого несчастного института. Вот такие вот дела… А теперь представим себе, что если бы института была бы система электронного документооборота, в который храниться все информация по всем проектам и ведется журнал действий пользователей: кто, когда чего менял и кто чего когда копировал? Тогда найти источник утечки, наказать, сделать так чтобы другим было не повадно было, очень легко. И поиск любой информации, в том числе по уже сделанным архивным проектам занимает в таких системах секунды. Т.е. информация все-таки становиться в этом случае собственностью предприятия, а не содержимым полутора сотен почти одинаковых файлов в папочке мои документы пользователя и содержимым его головы.

Ещё один немаловажный аспект: если на предприятии работа организована с помощью специальной системы электронного документооборота, которая существенно облегчает работу и повышает производительность сотрудников, в случае ухода сотрудников на другое предприятие их производительность труда падает. Это слабое, но все-таки утешение для руководителей, которые вкладывают деньги и силы в повышение эффективности труда своих сотрудников.

Подведем краткий итог сегодняшней публикации:

  1. Обучение сотрудников предприятия навыкам эффективной работы с программным продуктов – объективная реальность и многоступенчатый процесс. Нарушение любого из пунктов дорожной карты обучения приводит к нивелированию результата как такового.
  2. Нарастание настоящей конкуренции, коррупционные процессы, налоговое давление, ужесточение правил игры со стороны всех участников процесса строительства вот-вот должны заставить руководство проектных организаций обратить свои взоры на поиск путей ИНТЕНСИФИКАЦИИ труда собственных сотрудников, при одновременном сокращении их штатной численности.
  3. До сих пор не появилось на нашем российском рынке недорогое, простое в эксплуатации и внедрении программное средство для организации коллективной работы. Ну, нет его, поэтому такие решения и не носят характер массовых внедрений, не стали они популярны. А очень жаль, потому что массовое внедрение систем электронного документооборота станет первым шагом на пути построения системы электронного обмена документами и между предприятиями. А так хочется к этому стремиться!

Как обычно, жду теплых высказываний в комментариях, отеческих тумаков и снисходительного отношения. Welcome!

P.S. Пошел шить костюм белого кролика на самого себя. J Для взрослого мужика весом сто кило и ростом больше метр восемьдесят думаю, это лучший костюм на новогодние праздники накануне года белого кролика! А в чем на новый год будете Вы?