понедельник, 16 декабря 2013 г.

Можно ли тянуть штурвал на себя в штопоре?

Меня попросили для одного большого мероприятия, где солидные дяденьки в галстуках будут крепко думать о судьбах проектной отрасли, накидать тезисы о бедах и вызовах современной индустрии архитектурно-строительного проектирования. Ну чтобы это выглядело, как блок рекомендаций, не обязательных к исполнению. Чтобы не посеять потом этот опус, пишу здесь, ожидая пачку тумаков от своих читателей. Разводить массу букв не будем, попробуем ограничиться тезисами:

1. Кадровый голод. Снижая количество денег (см. п. 2), получаемых от заказчика проектирования, руководители не могут обидеть себя и собственников в части, касающейся выплаты дивидендов. Зато лихо и по живому режут фонд оплаты труда, заявляя о том, что эта работа столько не стоит. Результатом такой политики становиться быстрое исчезновение молодых людей, которые  после окончания ВУЗ-а приходят в профессию, видят, что нужно 30 лет ишачить, чтобы достичь высот профессии. Но жить нужно здесь и сейчас, платить ипотеку, брать автомобиль в кредит. И волны новичков приходят, наблюдают разруху... и уходят из профессии. Работать некому, большая часть профессионалов достигла пенсии или уже перешагнула пенсионный возраст, но продолжает работать. Качество проектов не выдерживает никакой критики вообще, редкий проект на экспертизе не получает менее пачки замечаний экспертов. И дело даже не в сложности проектов, а в наплевательском, в том числе отношении со стороны сотрудников к своим обязанностям из-за низкой оплаты труда. Иногда один и тот же специалист может быть задействован в нескольких проектных организациях для получения допусков разных СРО. Качество его работы в этом случае ожидаемо низко. Особая категория надомные работники или толпы студентов, которые делают за небольшие деньги проектные решения ужасного качества, зато дешево. Отдельно стоит система получения неофициально денег персоналом проектной организации от подрядчика за модификации проекта с целью снижения объемов работ, что является чистым криминалом.
2. Торговые процедуры и спойлеры. Регулирование в рамках 44-ФЗ процесса закупки сложного результата интеллектуального труда -  проектирования зданий и сооружений привело к появлению таких явлений, как ООО "на час" с допусками, когда основной вал работы делают за небольшие деньги, как халутрки, сотрудники крупных проектных организаций. Зачастую, в рабочее время, на рабочем месте, за счет своего работодателя. Вторая, наиболее распространённая форма ухода от налогов это создание фирм "спойлеров/прилипал". Это когда рядом с большой проектной организацией создается небольшая фирма, иногда с созвучным основной фирме названием, через которую идут контракты на проектирование, деньги разворовываются, а реальную работу за копейки делают сотрудники большой, основной компании. Дыры в 44-ФЗ в самое ближайшее время будут способствовать окончательной деградации всей отрасли. Нормой стало получение части оплаты проектных работ в виде черного нала, что ставит проектировщиков в полную зависимость от произвола заказчика в принятии решений, напрямую влияющих на объекты в целом.
3. Отрыв образования от производства. Профанация курсов переподготовки, когда ВУЗ-ы научились лихо штамповать бумаги о переподготовке, относясь формально к содержанию учебных курсов. Полный разрыв между системой профессионального образования и производством. Ну и разумеется, педагогический корпус не мотивирован делиться своими знаниями в полную силу, потому что активно использует свои профессиональные навыки для выполнения хоздоговорных работ. Исчезновение системы оповещений проектной отрасли о внесении изменений в нормативную базу: новые редакции ГОСТ, СНИП чаще всего становятся известны проектировщикам в замечаниях экспертизы.
4. Новые технологии. В условиях низкой рентабельности проектного бизнеса инвестиции в новые технологические решения отсутствуют. Нет никакого интереса к новым технологиям выполнения проектных работ: лазерное сканирование при реконструкции объектов, технологии информационного моделирования зданий, внедрение систем электронного документооборота, использование облачных технологий, мобильных устройств носит фрагментарный характер. В этих условиях большая часть предприятий проектной отрасли неконкурентоспособны, при натиске со стороны зарубежных компаний они не выживут.
5. Кухарки в офисе заказчика. В подавляющем большинстве случаев процесс принятия решений со стороны заказчика доверятся людям, мало сведущим в специфике и тонкостях строительной и проектной отрасли. Нормой считается на здание в 14 этажей пристроить сверху ещё 6, при этом потребовав от проектировщика задним числом обосновать такие решения, да так, чтобы "экспертиза пропустила". Отношение к процессу проектирования, как к пустой формальности, предваряющей получение разрешения на строительство. Как правило, это приводит к конфликтам и юридическим коллизиям. Заказчик требует обоснования своих непрофессиональных решений, руководствуясь в большинстве случаев финансовыми соображениями, вопреки требованиям регулятивных документов или соблюдением норм безопасности объекта.
6. Падение престижа профессии проектировщика. Диктат строителя-подрядчика, обещающего заказчику снижение затрат на строительство, уменьшение расхода строительных материалов вопреки проектным решениям. Основная задача подрядчика в этом случае оставить себе широкое поле для махинаций с объемами работ и банальной кражей строительных материалов. Не умаляем количество ошибок проектировщиков, но и строители тоже много негатива создают сами. Отсутствие систем автоматизации и контроля за ходом строительных работ, фиксацией существенных фактов на строительной площадке.
7. Со стороны государства нет импульса на обоснование принятия решений, которые могут формировать градостроительную политику на далекую перспективу на территориях и в муниципальных образованиях. Основная задача продажа земельных участков для пополнения бюджетов образований. Неформальное - превратить инвестора в "дойную корову", навесив ему обременения, зачастую явно не соразмерные, либо в личных коррупционных целях. Явное пренебрежение вопросами построения сбалансированной системы инженерных коммуникаций для обеспечения объектов строительства. Перекладывание вопросов получения технических условий на заказчика, что напрямую влияет на себестоимость строительства. Точечная застройка на коррупционных механизмах, напрямую влияющая на транспортную ситуацию в условиях стремительного роста автомобильного парка. Отсутствие интегрированных от властей до сетедержателей и силовых ведомств систем мониторинга всего комплекса инфраструктуры городского хозяйства - геоинформационных систем, включая детализацию на уровне атрибутивной информации. Например - марка, дата монтажа водопроводной трубы, принципиальной схемы подстанции электроснабжения, данные о владельцах объекта и правоустанавливающих документах на объект. Отсутствие единого информационного пространства для всех заинтересованных сторон - ОГВ, муниципалитетов, силовых ведомств и аварийных служб.

Да, чернуха. Теперь пути:
1. Снижение количества проектных организаций путем повышения требований со стороны СРО к качественному кадровому составу. Налаживание механизма информирования заказчика через СРО о правильном выборе проектных организаций, обладающих реальной экспертизой в отраслевой специфике.
2. До начала участия в закупочных процедурах точный анализ возможностей выполнения государственных контрактов со стороны проектировщика. Независимая экспертиза, возможно, базирующаяся на рекомендациях СРО о допуске тех или иных компаний к участию в контрактах, что легитимно в рамках 44-ФЗ (предварительные переговоры).
3. Восстановление системы прямого сотрудничества ВУЗ-ов и производства. В любых формах и объемах: практический опыт и рост ценности выпускников, как специалистов, дает окупаемость моментально.
4. Нормирование отчислений в проектных компаниях на модернизацию производства и освоение новых технологий. Использование новых и энергосберегающих технологий в качестве важнейших критериев оценки участников конкурсных процедур вместо демпинга.
5. Преференции заказчикам, берущих на работу профильных специалистов, для правильного формирования технических заданий и контроля процесса проектирования и строительства.
6. Внедрение систем мониторинга и контроля ПОС (ППР) - как строительных материалов (штрих-кодирование, RFID-метки), так и самого процесса производства работ. Формирование пула штрафных санкций для подрядчиков за отступление от проекта при производстве строительных работ, по проектам, получившим положительное заключение экспертизы.
7. Смена парадигмы от "продаем землю для наполнения бюджета" до "мы планируем будущее городов и поселков". Обеспечение инженерными коммуникациями перспективных участков под застройку опережающими темпами, в т.ч. числе, за счет муниципальных бюджетов, рассматривая это как инвестиционный процесс. Запрет на высотное строительство в центре муниципальных образований без обеспечения парковками с повышенными нормами машиномест. Вынос зданий и помещений государственных служб на свободные участки, разделение исторического центра и деловой части города.

Блин, ерунду написал, да? :(

1 комментарий:

  1. Позволь высказаться "по путям"
    1. Кто и как будет оценивать "качественность" кадрового состава? Информированность не прокатит, пока у заказчика не будет достаточно квалифицированных кадров (скорее всего, еще советской школы).
    2. Политика Р-О-З тут моментально скажет свое веское слово. Нереально (ИМХО)
    3. Моментальной окупаемости не будет. Вообще никакой окупаемости не будет. Знание технологии строительного производства поможет принимать адекватные решения,- при условии, что будет кому эти решения принимать. А именно в этом я и сомневаюсь, особенно учитывая собственный путь.
    4. Р-О-З, опять же. Написать можно все что угодно, а бабло попилить.
    5. Опять же, слабо реализуемо. Опять же, написать можно все что угодно. И при необходимости за малую толику человек подтвердит, что он вот именно тут и работает.
    6. Производство материалов - это всего лишь производство материалов. Монтаж может угробить любые, даже самые качественные материалы. Как живой пример можно взять ПВХ-окна: само окно сделано по всем возможным и невозможным нормативам, а некачественный монтаж за полдня сделает помещение непригодным ни к чему - ни к пребыванию людей, ни к хранению чего бы то ни было (кроме воздуха).
    7. Опережающими темпами ничего не сделать. Хотя бы потому, что невозможно определить заранее - что будет и в каком объеме. Добавь сюда переводы из жилого фонда в производственное - и станет совсем весело.
    "Разделение исторического центра" - а за счет чего он будет поддерживаться? Сейчас это вменяют как обязательство (точный термин не помню, уж извини), и ответственность по крайней мере за нормальное состояние фасадов несет арендатор. Убери это - и кто будет ремонтировать старые здания? Кто будет их содержать? За счет чего они вообще поддерживаться будут?
    ---
    Я четко понимаю, что я а) не предложил ничего альтернативного и б) критиковать и не предлагать ничего взамен - слишком легкая задача, чтобы ее избежал хотя бы один горлопан и пустомеля. Но, увы и ах, я не вижу никаких путей решения назревших проблем :( Извини :(((

    ОтветитьУдалить