пятница, 18 февраля 2011 г.

Дорога в Китай, 837-ой миллиметр

Пятница, вечер... Кто-то наступил на пробку и поскользнулся, кто-то в отчаянии ползет уставший домой... А мы сегодня будем малость веселится! Рассказывают непридуманную историю, случившуюся на этой неделе. Недавно я рассказывал о замечательной машине. Звонит один из клиентов, у которого есть такая игрушка. И сбивчиво начинает рассказывать, как плохо работает машина. Принимаем волевое решение - отправляем инженера "на поглядеть". Возвращается с диким хохотом. Рассказывает, я тоже начинаю хохотать. Машина полностью и абсолютно исправна. Клиент для распечатки чертежей поставил бумагу в рулоне фирмы Xerox. Так вот, в начале рулона ширина бумаги по ГОСТ - 841 миллиметр, формат А0 поперек. А в конце рулона ширина бумаги 837 миллиметров. А так как машина нашпигована датчиками, то такую бумагу считает слишком узкой и все чертежи формата А0 норовит напечатать на бумаге шириной 1067 миллиметров. А дальше все смачно: сидит отдел выпуска и отрезает краешек бумажки. И любимое шоу - косточка. Для тех кто не в теме, это особая деревянный палочка, с помощью которой чертеж формата А0 (брюки превращаются) утрамбовывавшая в брикет А4. Автоматические электрические фальцовщики пока экзотика, особенно линейные.
Дальше начинаются сплошные мысли вслух, не подтвержденные фактами. Гипотезы, не более! Едем за речку, в Китай. Покупаем рулон бумаги формата А0 по триста рублей. Второй клип Владивостокской таможни видели? :) Таможим как зеленый горошек. И продаем ничего не подозревающему клиенту рулон бумаги за две с хвостиком тысячи рублей под флагом фирмы Xerox. Знал ли Xerox, что будет такой будет у него бизнес возле Китая? Знавал я и одного умельца который продавал клиентам новенькие плоттеры HP, сразу устанавливая СНПЧ, а потом по гарантии менял печатающее головки. Бизнес по-русски!
Опять настойчиво проступает на свет божий великая русская национальная идея - мечта о великой халяве!
Многогранна душа русского человека, особенно "предпринимателя". Я много рассказывают душещипательных историй об ужасах "русского САПР". Но за всем этим ужасательством постоянно сквозит одна простая мысль: должно быть что-то у каждого человека внутри правильное, честное. А не как у гороховых фабрик: китайская бумага по дешману вместо настоящей бумаги, скидки любому случайному субдилеру ниже цены официального дистрибьютора. Эти примеры есть в разных отраслях и по разным поводам. Страна до такой степени сошла с ума, люди настолько не соблюдают ни правил, ни приличий, что живущие по правилам вызывают усмешку. Это нужно менять. Блин, опять политика получается!

Вывод нужно ли делать из всего этого? Нет, не думаю, что это нужно кому-нибудь. Даже моим немногочисленным читателям это неинтересно, судя по количеству комментариев к моим публикациям.

О чем это я? Ну разумеется все о том же! Когда у меня болят зубы, я иду к стоматологу. Когда я хочу что-то спросить, я спрашиваю у Талапова или Малюх. Слушать профессионалов полезно. Не верите мне, не надо, посмотрите выступление двух настоящих профессионалов своего дела и энтузиастов. Быстро, точно и по делу. Не то что я!

Возникает вполне резонный вопрос: а что сделал конкретно я для того, чтобы стать нужным, понятным и удобным для клиентов? Пока, получается немногое. Отдохну на выходных и с новыми силами в бой. Идей масса, заняться чем - есть! А как обстоят дела у Вас? :)

WBR, Wolf

Location:Амур,город Хабаровск,Россия

воскресенье, 13 февраля 2011 г.

Математики, кодеры и маркетологи

Насмотревшись и наслушавшись обзоров, тестов, мнений и в целях решения одной производственной задачи, я стал обладателем новенького яблопада в максимальной комплектации. Четные дня не могу оторваться к своему великому стыду. Ноутбук заброшен, на нем выполняется только работа. Все остальное делаю на iPad! Буря эмоций и ощущений! И даже этот пост печатаю именно на iPad-е. Феноменально, право слово, особенно впечатляет тот факт, что скорость печати текста на нем выше, чем на ноутбуке, что весьма для меня удивительно. В процессе освоения чуждого для меня мира яблочной компании было сделано много глубокомысленных выводов. Некоторые личного свойства, кое-что морального толка, но самые общие и значимые я хочу вынести на всеобщее обозрение и возможное обсуждение.
Поехали!
Первое впечатление - совсем маленький. После включения и начала работы, оказывается этого размера вполне достаточно! Феноменально, но с размером угадали 100%!
Второе впечатление очень сложно передать. Открытости, фактически дырявость по всем фронтам архитектуры IBM PC и Windows создают по моим личным впечатлениям принципиальную невозможность создания стабильной платформы для работы программного обеспечения. Да и выполнения любых действий. Не уверен, что правильно могу выразить это словами, но общая идея такова: закрытость платформы обеспечивает более стабильную и предсказуемую, а главное более понятную работу всей системы в целом. Давно и много говорят о принципиальной непохожести яблочного мира от мира майкрософт. В полной мере ощущаю это на себе прямо сейчас.
Третий вывод напрашивается сам собой: технологии настолько вторичны, что на мой взгляд всю "инфраструктуру" управления всех компаний рынка ИТ и САПР необходимо перестраивать кардинально! Старшими жрецами должны вместо финансистов и управленцев, программистов и инженеров должны стать маркетологи. Здесь нужно вспомнить одно простое правило: продукт, технология, услуга должны и могут быть востребованы только если они удобны и понятны. Это правило работает с потрясающей точностью всегда и везде. И цена в таких ситуациях не играет ровным счетом никакой роли.
Есть такой ехидный английский термин юзабилити, введений не очень приятным человеком Темой Лебедевым. Суть термина заключается в удобстве использования товара, продукта, услуги.
Думаю, мне в комментариях обязательно напомнят о роли личности в истории - уход на бессрочный больничный Стива Джобса много чего изменит в яблочной компании. И что такие люди встречаются один на пятьсот миллионов. Согласен полностью, но искать таких людей или пытаться ими стать обязателен надо!

Как обычно, я хотел бы рассматривать свою "колокольню": мир САПР и конкретно решения компании Autodesk. Хочу напомнить одну историю, которую долго обсуждали, ругали и переживают все пользователи: ленточный интерфейс. Тут на самом деле совпали, как мне кажется несколько факторов.
Первое: диктат империи майкрософт. Хочешь для своих программ получить сертификат совместимости с windows vista? Будь добр реализуй инструкции, опубликованные в книгах стандартов майкрософт для написания приложений. А там четко написано - ленточный интерфейс. И точка.
Второе: унификация внешнего вида программ сильный маркетинговый ход. Обладая познаниями интерфейса одной программы на платформе майкрософт, Вам гораздо легче освоить и любую другую программу на этой программной платформе. В полной мере это относиться и ко всей линейке программ Autodesk.
Третье: рецепт для всей индустрии программного обеспечения в области САПР, а впрочем и любого другого ПО. Основной упор во всех видах инженерного ПО традиционно был нацелен на математический аппарат. На качество алгоритма, на получение заветного результата вычислений или оформления графически безукоризненного документа. Увы, жизнь показала, что это абсолютно не так.
Небольшая программа с минимумом кнопок, написанная безвестным программистом в России может получить оглушительный успех, причем, по банальной причине - программа удобна, точка.
А огромный программный комплекс, обладающий невероятной функциональностью и гибкостью проигрывает по всем статьям. Потому что то самое пресловутое юзабилити победило.
Будем надеяться, что данный лозунг будет адекватно и с пониманием воспринят постановщиком задачи во всех программистских компаниях, вне зависимости от страны.
Да, здесь есть проклятие технологий, когда ошеломляющий набор функциональных возможностей невозможно втиснуть в постой и понятный внешний вид программы. Так как возможности наращивая функционала программ стало бессмысленным в силу невозможности полноценно освоить все имеющиеся функции программы за разумный срок, то следует обратить внимание на "детали".
Я понимаю, что мои мысли в этом вопросе звучат несколько наивно, но понимание этого вопроса способно кардинально изменить ландшафт программного обеспечения мира САПР.

Думаю, что всем разработчикам САПР, PDM/PLM систем пора сделать один феноменально простой шаг: разработать рабочее место руководителя для просмотра результатов работы подчиненных в своих системах на планшетах. Это будет первый шаг по проникновению табуна планшетов в мир САПР, за которыми последуют другие, более интересные решения. Здесь уместно вспомнить и давно интересующую меня тему с поиском удобного решения для организации документооборота внутри компании. Как раз планшетная жизнь способна дать новую жизнь всем невероятно дорогим решениям в этой области. Ну и как главную цель этого процесса вижу внедрение планшетов вместо бумажных носителей информации. Не рассекать с альбомами бумаг, сфальцованных ручками всем колхозом, а на стройку и в кабинет чиновника пронашиваться с планшетом. Да простят меня разработчики печаталось устройств!

Теперь пару слов о том, что заинтересовало меня в общем.
Конечно, меня можно обвинить в дальнейшем обсуждении темы конфликта бумажных и онлайновых СМИ, но так совпало, что после моей публикации именно на эту тему вышла серия статей Марины Литвинович. Жутковато, потому что там идет разговор о политике, но уж больно точно совпали мои мысли с идеями, высказанными в этих статьях. Не поленитесь, прочтите эти статьи. Все то, что там сказано, как мне кажется, без всяких натяжек можно отнести и к индустрии программного обеспечения, особенно миру САПР.

Налоги, будь они неладны!
Смотрите, даже такой гранд рынка программного обеспечения в России, как 1С делает первые шаги по диверсификации бизнеса.
Не верите? Читайте!
http://cnews.ru/

«1С» выходит на рынок аутсорсинга бухгалтерии и скупает игроков

«1C» намерена создать под своей торговой маркой партнерскую сеть по оказанию аутсорсинговых бухгалтерских услуг, рассказал CNews основатель и директор компании Борис Нуралиев. По его оценкам, годовой объем этого рынка в России составляет $2 млрд, что соизмеримо с рынком лицензионного программного обеспечения.

«Разработкой ПО занимаются гигантские корпорации, а аутсорсингом бухгалтерии - небольшие организации, у которых не хватает ресурсов для серьезного развития, - считает Борис Нуралиев. - Мы … полный текст

Источник: CNews

Рост налогов драматическим образом сказывается на разработке программного обеспечения в России. Говорю об этом давно, но похоже картина еще хуже, чем я думал, если даже мамонты зашевелились!
Помимо налогов есть еще несколько моментов, которые привлекли мое внимание. Попробую о них рассказать тоже.

Назревает еще одно глобальное изменение на рынке ИТ вообще. Речь идет о зрелости российского рынка ИТ вообще наступлении момента, когда начнется исчезновение рынка дистрибьюции. Я уже об этом говорил давно, ну а теперь эта тема, уже на другом качественном уровне начинает всплывать в профильных изданиях. Надеюсь, что эти мысли будут полезны и моим читателям.

Всех с новой рабочей неделей! Будем работать!





Location:Амур,город Хабаровск,Россия

суббота, 5 февраля 2011 г.

Интриги, скандалы, расследования

Накопилось несколько мелочей, которые требуют осмысления и обсуждения. Они не являются чем-то великим, но вполне достойны внимания пытливого наблюдателя. Поехали!

  1. Мои пассажи о скоро кончине бумажных СМИ в блоге вызвали ехидные пассажи в колонке главного редактора САПР-овского журнала CADCAMCAE. Сам факт того, что это прозвучало, свидетельствуют о нескольких вещах. Первая – никто не смеет претендовать на святую дойную корову бумажных СМИ – бюджеты на рекламные статьи кроме бумажных СМИ. Бу-га-га, пожалуйста, мы и не претендуем! Второе – что САПР-овская блогосфера модная тенденция и что отделы маркетинга вендоров уже наелись неэффективностью и не солидностью блогов. В общем, это такой трындежь по поводу «возможной» угрозы перераспределения денежных потоков. А никто гербовую бумагу и не обещал, по ходу, если что: блоги пишут для себя. Если появляется аудитория, которое это читает и обсуждает, то вот это - как раз самое удивительное. Что по настоящему развеселило, так это сам факт наличия реакции от журнала. Сие означает, что читают журналы и нас, блоггеров. Особый штрих – это то, что отличная подача Давида Левина в его блоге позволила мне весьма оперативно прочесть этот пассаж. Здесь конечно нужно отдать должное Давиду, умеющему на легких пассажах устроить настоящие волнения, перерастающие в острые полемики, которыми с жадностью зачитываются посвященные. Зацените комментарии, они отдельно и отлично бодрят! В этом деле у Давида несомненный талант, достаточно вспомнить шумиху вокруг публикаций Владимира Талапова. Я ни в коей мере не желаю участвовать в полемике с бумажными журналами. У нас разные миры, разные цели и задачи. Мой блог – это сборник моих причудливых заблуждений и мыслей вслух, не более. На официальную прессу я никак не тяну, точно, не зачем! J
  2. Моя идея о перерастании СМИ из бумажных вариантов в электронные была блестяще и моментально реализована не официальными бумажными журналами… а Ледасовским isicad-ом! Пока это всего лишь собранный в альманах мегапак (осторожно, прямой линк на почти 20 мегабайт) из всех статей журнала за 2010 год. Но уже вполне читабельно на iPad-е. Ну что ж, это закономерно! Классические бумажные журнальчики тормозят, как обычно. Если бы существовал приз за скорость реализации инноваций, то журнал isicad наверняка на нем был бы победителем.
  3. Мое личное открытие недавнего времени, с подачи Алексея Борисова это система публикации любых документов в электронном виде. Поражает качество реализации, простота, удобство просмотра документов. Сразу вспоминаются пыльные полки с архивами журналов, книг. Думаю, что ландшафт книжного дела такие системы изменят всерьез и надолго. Никто не отрицает, что вдыхать бумажную пыль со страниц книг «приятно». У каждого подхода: и классического бумажного и у нового электронного есть свои сторонники и противники. Единственное, в чем точно надо быть уверенным, так это в том, что электронный подход будет стремительно развиваться на фоне «похудания» классического бумажного.
  4. Это конечно в большей степени политический текст, но там мне понравилась основная идея – появление новой расы людей, называемых «человек лайкающий». Как мне кажется, замечено очень точно и своевременно. Все мы юзеры, такая эпоха (не помню, чей копирайт). J Кстати, именно для этого пару месяцев назад я добавил на странички своего блога в конце каждой публикации кнопочки для публикации в самых популярных социальных сетях. Увы, пока не могу найти, как поставить кнопочку лайка фэйсбучную в свой блог. Может быть, найдутся грамотные, кто просветит меня? По количеству лайков, заходов и просмотров страничек интерактивного электронного издания можно при правильной системе сбора статистики можно гораздо более точно оценивать эффективность работы электронного СМИ. Бумажные издания в этом случае могут «предоставить только слова». На этой недели у меня была беседа с одним печатным изданием, которое отчаянно хотело заполучить от нашей компании деньги за публикацию рекламы, статьи (чего угодно, лишь бы получить деньги). У меня с ними состоялся весьма любопытный разговор! Они говорят: у нас Х тысяч подписчиков, нас читают ХХХХ людей. Заметьте, издание не совсем по нашему профилю, ну рядом, но очень краем, где-то на 14-17% совпадает с нужной нам целевой аудиторией. Более того, чаще всего в нем публикуются унылые статьи хмурых дяденек в галстуках, которые рассказывают, как они освоили распилили очередной бюджет на создание чего-то там. Попадание в такой пантеон пугает, откровенно говоря. Так вот, я им задал наглый прямой вопрос – трата денег на публикацию в Вашем издании это расходы или инвестиции? Ответом мне было уверенное мычание! Особенно порадовал тот факт, что «хоть какого-то результата» от рекламы в их издании можно достичь, применив принцип рекламы зубной пасты! Т.е. надо месяцами или годами регулярно печатать рекламу в этом замечательном издании. Итог: в результате бурной переписки выяснилось, что они никогда не считали стоимость привлечения клиента для рекламодателя для целевых групп своей аудитории. А когда начали считать по своей методике, стоимость привлечения по их цифрам выходил 500 долларов в пересчете на одного клиента. Но как обычно, они считали всю свою клиентскую базу! А когда я привел им уточнение, что меня интересуют 14% от их аудитории, возникла неловкая пауза. Ибо в этом случае стоимость привлечения в пересчете на одного клиента составила… 8000 долларов. Вот и вся картина мира СМИ. Умение выклянчить денег на рекламу не подтверждено простейшими расчетами. И по такой методе живет 90% рекламщиков. А когда с карандашом в руках начинаешь им считать их эффективность их рекламных инструментов, они звереют, говорят, что ты дурак глупец, ты ничего не понимаешь, тебе без рекламы никак. Короче, лохотрон на рынке рекламы продолжается. Welcome to real world, если что. J
  5. Ну что, началась новая модель жизни бумажных СМИ: iPad-овая. Начал её самый большой ретроград в области электронных СМИ Руперт Мердок. Что ж, наверное это самый лучший пример, когда, что и как надо делать. Обратите внимание: «Инвестиции в проект составили около $30 млн». Вот так захватывают новые рынки! Обратите особое внимание на этот факт. Что там главного? А то, что подписка на издание – платная. Вместо походов изданий на поклон к рекламодателю появляется новая возможность для электронных СМИ получать деньги от читателей, что дает им свободу в подаче материала и из сборника статей рекламного характера у них есть все шансы превратиться в независимые по-настоящему СМИ со своей собственной позицией. Сегодня в передаче Вести.net Плюшев очень точно заметил по этому поводу, что скоро iPad-ы будут раздавать бесплатно, при условии покупки подписки на комплект электронных изданий. Чувствуется ветер совсем другого мира!
  6. В январской своей публикации Тренды я говорил о появлении блогов официальных и неофициальных различных вендоров мира САПР в российском исполнении. Прошедшее время доказало правоту моего прогноза. Судите сами: Dassault, Unofficial Siemens PLM, АСКОН. Ну что, теперь осталось увидеть, как быстро этот список будет пополняться. А остальные этапы большого пути не за горами – полемики, склоки, замеры ниже ватерлинии и прочие вкусности похоже не за горами: предвкушаю парад шоу по этому поводу. J Кстати, хочу особо отметить относительно новый, но очень интересный блог Робот и Хобот. Респект авторам! Кстати, надо бы скоро обновить свою публикацию про качающийся мост. Уж больно много там в комментариях накидали названий софтов, о которых я не слышал.
  7. Налоги. Ух, тема-то какая жуткая, не хочется, но надо. Неделю уже слышу от своих коллег по цеху (ИТ в целом) звериный рык о росте налогов с заработной платы. Для тех, кто занимается интеллектуальной деятельностью, у кого в расходах наибольшая часть затрат это заработная плата высококлассных специалистов, это удар ниже пояса, потому что рентабельность бизнеса катастрофически упала. Смотрите, даже такие гранды российского ИТ-рынка как 1С ломанулись на новые рынки в поисках лучшей доли. Тенденция, аднака! Какие идеи могут быть в этой ситуации? Я хочу немного порассуждать на эту тему в глобальном контексте. Смотрите: в эпоху роста рынка легального САПР с 2003 года приблизительно руководители проектных организаций, основные наши клиенты с ужасом смотрели в счета на многие миллионы рублей, которые нужно уплатить за эфемерную лицензию на программу. Как же так, ведь я купил им компьютеры, чтобы они проектировали не на кульмане, сеть проложили, купил им принтеры и плоттеры и это оказывается только начало? Теперь надо отдать за неведомых зверушек – программы денег на порядок больше? Нее! Это не наш метод! Прошедшие годы научили этих руководителей с легкостью, как пыль из старого ковра выбивать из поставщиков САПР-программ (да и из поставщиков остальных программ в принципе тоже) весь запас денег. Нормой считалось долгое время отчаянно торговаться о гигантских скидках, которые позволили бы купить программы с дисконтом 40%. Пришедшая вторая волна в виде печального, как судьба коммуниста, 94-го федерального закона ещё больше усугубила ситуацию. А потом на добивание вылезли электронные торговые площадки. И рынок моментально стал рынком не продавца, который рассказывает о преимуществах своего программного обеспечения и экономической эффективности, а рынком покупателя, который просто покупает по самой низкой, невероятно низкой цене. Кстати, на этой волне поднялись крупные ритэйлеры: наценка 1%, все дешево. И не волнует, что там будет в итоге. Таким образом, наши клиенты нашли на нас, САПР-опродАвцев управу. Надо срочно менять ситуацию! В самой ближайшей перспективе просто «торговать программным обеспечением» становиться просто нерентабельно. Думаю, что список компаний на рынке продажи программного обеспечения вообще и на рынке САПР в частности сильно сократиться. Разумеется, есть вполне впечатляющие примеры электронной торговли, которые с нуля начали год-два назад и уже стали заметной силой, стремительно наращиваю объемы продаж. Настало время применить новые подходы к принципам формирования партнерской сети, к модели взаимодействия с клиентами: оплата за сервисные услуги. Именно услуги! Лицензии можно и нужно покупать у глупцов, торгующих со скидками на грани рентабельности. А к профессионалам идти за знаниями. Потому что все САПР-продукты имеют специфическую особенность – они экономически эффективны только в том случае, когда есть сплав функционала программного обеспечения и опыта пользователя. Если с софтом все относительно понятно, он по меркам нынешних конструкторов и проектировщиков избыточен в функциональном плане, то вот со второй компонентой – знаниями и умениями полный бардак. И на этой поляне можно и нужно жить и зарабатывать. Думаю, не за горами время, когда партнерская экосистема любого уважающего себя вендора будет строиться не только и не столько на принципах объемов продаж, а на принципах квалификации и возможностей партнера осуществить правильное внедрение САПР-овского софта. Возможно, это произойдет не сразу, но потребность в этом есть и она очень велика. Ведь о чем говорит Microsoft про финансы? На 1 доллар лицензий ПО Microsoft в разных странах партнеры зарабатывают от 4 до 18 долларов. Да, в России всего 4-5 долларов. J Но ведь это только начало! Доживем ли мы до эпохи, когда умным специалистам будут платить за знания, а не за коробки? Ещё один пассаж на эту тему: реформа образования пошла совсем в разнос! Согласно планам руководства страны, в школе должно остаться всего 4 предмета, включая физкультуру и ОБЖ, все остальное выпало в разряд возможных, но не обязательных дисциплин. Идет лавинообразное наступление на многообразие всех форм жизни среднего и высшего образования. Институтов наплодилось много, качество обучения там «зачётное»! Сколько платишь, так и учишься. Что ждет нас в итоге? Нас ждут «фантастические перспективы»! Основная часть населения будет предназначаться на роль человека с кайлом в руках, социальный лифт уничтожается, талантливый человек из бедной семьи практически лишается шанса получить высшее образование и занять подобающее положение в обществе.
  8. Моя любимая тема – онлайновые трансляции. Думаю, что существенную роль в ближайшее время от классических семинаров, презентаций, учебных занятий высокотехнологичный рынок САПР массово перейдет к методике онлайновых трансляций, просмотру записанных учебных курсов в удобное время, с контролем знаний. Не могу не удержаться от похвалы в адрес Autodesk, в своем центре подписки для легальных пользователей-подписчиков такую автоматическую интерактивную систему обучения реализовал уже достаточно давно. Нужно чаще обращать внимание пользователей на эту возможность, как одно из сильных преимуществ. В целом же, такие онлайновые трансляции способны дать новый импульс конкуренции, быстрому и менее затратному продвижению новых технологий в массы. А для массовых мероприятий остается шоу для большого количества участников, 3D-форум, например. В таких массовках все оправданно, более чем!


     

    Подводя некий итог сегодняшней публикации, хочу сказать вот что: только сейчас мы начинаем осознавать все те новые преимущества, которые дает нам Интернет, особенно разительные перемены в области доставки информации. С этим нужно не мириться, а использовать. Т.е. оседлать движение и по возможности его возглавить! И самое главное, пора менять структуру работы партнеров САПР-систем. От чистых продаж пора переходить к проектам, к решениям.


     

    В заключение, чтобы поднять хоть на капельку настроение всем своим читателям, даю ссылку на смешное приложение. Дружно нажимаем на клавиатуре клавиши asdfghj и слушаем музыку. J Удачи и успехов!