Диадоково... деревенька ходим по старым граблям.

Дикламер: Данная публикация резко выбивается из общего ряда моих заметок в области САПР. Прошу не реагировать бурно обычным читателям, возможно, даже не читать совсем.

23 мая в России разрешили электронные счета-фактуры. У Контура есть замечательная няшка: ДиаДок (http://www.diadoc.ru). В рамках стратегии работы с генераторами трафика я провел некоторые встречи с большими компаниями. По итогам размышлений и общения с крупными компаниями вырисовывается ряд вопросов к ДиаДок-у, которые требуют безотлагательной реализации.

Поехали:
1. Нужна система фильтрации входящих документов по статусу. Сотрудники крупных компаний обладают, как правило, жесткими функциональными обязанностями: кто-то имеет право расписаться в договоре, кто-то в акте, кто-то в счет-фактуре. Т.е. требуется дополнительный признак входящих документов в ДиаДоке, какого это уровня документ. Разумеется, нужны дополнительные служебные поля сертификата ЭЦП, указывающие на ранг полномочий владельца ЭЦП. Это и право на просмотр и на подпись документов. Более того, наличие специального набора полей ЭЦП должно быть видимо разрешено при генерации ЭЦП задавать пользователю.

2. Внутри крупных компаний каждый сотрудник занимает определенную должность и имеет дурацкую привычку болеть, ходить в отпуск и увольнятся. Отсюда начинаются непростые вопросы: отправка документа в адрес конкретной ЭЦП сотрудника, который уже уволился или в отпуске, например. Я пока не понимаю механизма, как это решать, но он нужен, точно. Разумеется, сразу встает вопрос о системе, аналогичной тому, что есть в обслуживающей бухгалтерии Контур-Экстерн: администрировании учетных записей сотрудников, имеющих доступ к системе и разграничении их прав.

3. Следует предусмотреть регламентные сроки реакции пользователей на входящие документы. Нельзя держать висящим в статусе на рассмотрении документ месяцами. Пусть это будет неделя или 10 дней. Нужен некий разумный срок реакции, по истечении которого статус документа должен меняться и должно приходить уведомление. Висеть вечно не подписанным документ не может. И это должно быть выбито в регламенте.

4. Все лихо, если 10 счет-фактур в день. А как быть, если сотни, тысячи? Нужен аналог КЭ-Лайт для пакетной загрузки в ДиаДок. Не модуль интеграции с некой конкретной учетной системой клиента (он тоже нужен? кто же спорит?), а именно утилита пакетной загрузки. Выложил тысячу документов в папочку и подхватил ДиаДок-ом, он сам распознал служебные поля XML-ек и разослал. Это полное ширево-пырево ручками раскладывать тысячи файлов.

5. Все можно затолкать в ДиаДок. Но вот с контролем полей формализованных документов засада. Нужна поддержка классификаторов: низя в поле единицы измерения счет-фактуры написать "колья". Поля страна и номер ТД (ГТД) тоже должны быть формализованы через валидатор ввода. И на сладкое полный шок: поле наименования позиции товара в счет-фактуре и товарке (ТОРГ-12) и акте нужно тоже заводить из справочника? Вот тут муки сомнения меня посещают, право. Я - не знаю, но вопрос есть. :)

6. Тот фильтр для поиска документов, что есть в текущей реализации, мягко говоря - убогий. Если с один контрагентом в месяц пролетает несколько тысяч документов поиск по типу, статусу и диапазону дат вообще ни о чем. Нужен поиск по номеру счет-фактуры, это точно. По всем остальным атрибутам формализованных документов точно. И поиск по всем полям: нужен полнотекстовый поиск, нормальный.

7. Интерфейс няшный, во время подписания документа синенький такой, веселенький. Только мои личные хотелки идут в направлении двух осей: iOS и Android. Да, черт побери, я хочу иметь возможность подписать договор или счет-фактуру с помощью ЭЦП в дороге, в командировке, в отпуске. Я не хочу таскать с собой ноут в комплекте с рутокеном. И этого захотят 70% тех, кому нужен ДиаДок.

Вот краткий перечень безобразных идей, не требующих ответа. Специально выкладываю здесь, чтобы не потерли на внутренних ресурсах Большого брата. Там банят, банчат и шпилят инакомыслящих по делу и не очень. Я высказываю свои мысли вслух публично и не требую на них ответа. А через какое-то время вернусь к этой теме опять. И погляжу на сделанное. :) Поржем вместе?

14 комментариев:

  1. Вот ты, Александр, очень правильные вещи пишешь, но при этом делаешь это с позиции обиженного и обделенного. "Большой Брат", "инакомыслящие"... ты еще про репрессии напиши с тегом #37год :).

    Второй момент, из всех представителей "Большого Брата" твой блог читаю только я один. Если ошибаюсь - круто. И то при этом работаю в другом проекте.

    За пост честное спасибо. За позицию... сам понимаешь :).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хэштэги не моя специализация, к счастью. Пока мне хватает моего ломаного русского языка. :) Хэшат, когда словарный запас на пределе. :) Извини!

      На обиженных воду возят. Я не обиженный, а наученный Карамзиным. Это две больших разницы. Я тут специально вывесил, чтобы через полгода перечитать и сравнить. Для себя. Даже регу не сказал ни слова про тутшнее веселье.

      Про затыкание ртов - это ещё Железнов начал. С тех пор я регулярно слышу "заметки на полях". Уж слишком гладко я излагаю на внутренних ресурсах. После Карамзина поклялся молчать там, ибо уроки "гашения" запомнил. Право, уже жалею, что тут написал. Вон, смотри какие монстры с вершины Контура мне адресно отвечают по пунктам. Аж жуть! Куда уж мне, суслику из мухосранска... :) Мораль? Скользские (ох, слово-то какое :) ) темы тут лучше не подымать вообще.

      Удалить
    2. Меня всегда восхищали люди, умеющие мыслить образно :).
      Письмо видел, спасибо.

      Удалить
    3. Весь ржач в том, что не будет по следам моих публикаций и писем ни-че-го. Понимаешь, ни-че-го. Меня это не бесит. Я должен был как-то выговориться, кому угодно: публично, приватно в письмах, не суть. Вот высказался и сразу две задачки решил: и совесть чиста и груза душевного нема. И никто, понимаешь, никто из Вас после этого не посмеет в меня ткнуть пальцем, что я такой и сякой - морально удавлю фактами, как два байта об асфальт. И буду прав. За сим раскланиваюсь и убываю в непонятном направлении. Мне самому непонятном. :)

      Удалить
    4. Обалдеть! Заметили, ответили и ещё и наехали! Артем, вот тебе и 37 год, кстати: проще настучать партнеру по башке, чем ответить спокойно. Мы их высочество разозлили... :) Мораль? Молчать, пля, партнеры, молчать, Вы тупые! Вы ниче не видите, не слышите, не знаете, не читаете! Заткнитесь и молчите, цена Вам две копейки в базарный день. :) Агентка у Вас пустяковая, потому что Вы "меня, великого и умного" не слышите и слышать не хотите. :) И чё, выслушивать такое? Ну-ну... Желание улучшить продукт, который не стыдно и удобно будет потом продавать натыкается сам видишь "на что". Тайтл роли не играет: это повсеместно у большого брата, вообще-то. :)

      Удалить
  2. 1, 2, 3: веб-интерфейс Диадока на сегодня предназначен для СМБ, а не для крупных компаний. Это сейчас не система внутреннего документооборота с ролями и прочими плюшками, а просто возможность получать юридически значимые документы от контрагентов и отправлять их. Если у вас уже есть внутренняя система с нужными фичами, достаточно просто интегрировать её на уровне транспорта я Диадоком. Если нет – можно найти такую, которая умеет с Диадоком работать. Тема только запустилась – скоро таких систем будет много. Диадок также сделает похожую систему прямо у себя, но простую. Уже есть много сложных решений и не очень понятно, а точно ли Диадоку надо с ними конкурировать.

    4. Есть коннекторы к SAP, 1C, ERP-системам Microsoft, есть HTTP REST-ful API. Если вы на своей стороне можете генерировать валидные XML-документы, то транспорт для них – гораздо меньшая проблема, чем сам процесс их создания. Но я согласен – способов доставить документ провайдеру на передачу должно быть много. Будет.

    5. Хороший вопрос, а где должны формироваться документы? Руками в веб-интерфейсе Диадока или же всё-таки в учётной системе? Вроде, речь была о больших предприятиях? Валидные документы должны генерироваться в этом сценарии там. Если вы хотите поделать их ручками – пожалуйста, но Диадоку сложно будет узнать, что за товары вы продаёте и в чём они измеряются. Если есть идеи – интересно было бы послушать.

    6. Согласен. С удовольствием послушаю ваши мысли ещё.

    7. Мобильность – большая тема. Однако, русская электронная подпись – это такая сложная штука, которая работает по сложному закону, а не по мановению палочки покойного Стива Джобса ;-) Если для подписания счёта-фактуры требуется например усиленная квалифицированная электронная подпись, то хоть убейся, но iPhone’а не получится. Впрочем, тут тоже есть определённые «хаки» и этим очень интересно заниматься (привет 8-му центру ФСБ ;-)

    Пишите еще ;-) kip@kip.ru

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кстати, есть инфа, что КП заработает на iOS в ближайшей перспективе. Поживем - увидим.

      Удалить
    2. 1. Фирма 10 сотрудников. Директор, комок (коммерческий директор), бушка. Все, трэш. Фильтрация по статусам уже нужна, ибо полномочия у всех разные. Толстым надо, но и мелюзге без этого край. Мы не рассматриваем вырожденный случай, когда одна бушка делает все бумаги, тут фильтр конечно не нужен.
      2. Вот тут все равно не понял логики. Будет желание, объясните более точно.
      3. Срок реакции должен быть. Даже для малышей. Сегодня получил квитанцию от клиента, что он прочел сегодня мое письмо от 6 октября 2011 года. Со счетами фактурами такое не прокатит. С договорами - тем более. Вообще, есть ПБУ, где такое должно быть разжевано.
      4. Как безумно мало об этом на партнерском портале! У меня завтра презентация ДиаДока в двух клиентах по 20 тысяч сотрудников в каждом. Меня ждут 40 человек на честный разговор. И что я им буду мычать? HTTP REST-ful API? Петр, при всем моем уважении к Вам суровые мужики меня просто не поймут. Они ищут пути сокращения издержек для бизнеса. Просто и конкретно, на пальцах. Найдите продакта ДиаДока, если это в Вашей власти, прижмите ему что-нибудь чем-нибудь, я разрешаю. :) Чтобы завтра утром у меня в почте лежали ссылки на презентации. И будет сщастье нам. А так, HTTP REST-ful API в основном получается. :)
      5. Техника генерации в СЭД или учетном софте не отменяет и не заменяет валидаторы ввода в веб-интерфейсе. Могу объяснить на примере КОПФ. Если просто открыть и загрузить файл, будет ха-ха+козэ. А если открыть редактор формы и там нажать загрузить из файла, все будет волшебно. Год уже хихикаем, у чьих-то кодеров все пальцы кривоваты. Вот и мечтаю, чтобы ДиаДок не болел этой разновидностью диатэза. Вы меня понимаете? Не злитесь, это правда. :)
      7. Тут Артем синхронно маякует, что скоро будем там? Можно считать что счастье будет возможно? И так и эдак? :)

      Удалить
    3. 5. Вдогонку. Можно ничего не придумывать. Кроме поля наименование, все остальные поля Счет-фактуры и ТОРГ-12 жестко регламентированы. Только номер ГТД плавает - там может быть переменное количество цифр, но они все равно подвержены формату ФТС. В соответствующих справочниках. Подцепить их не сложно, это резко сократит количество кривых документов. Это то же самое, что в КЭ нет кнопки отправить НДС в ИФНС, если сумма к уплате из первого раздела не бьет с суммой начисленной из второго раздела. А если бъет - кнопка есть. Куда проще? :)

      Удалить
    4. Мне нравится ход беседы, но не нравится формат - я не считаю, что это надо обсуждать тут ;-) Мало ли кто тут ходит. Я там вот выше адрес дал и сделал это не просто так :). Спасибо.

      Удалить
  3. Отлично! На этой оптимистической ноте закончим дискуссию. Мне кажется, что я на этом исчерпал свой интеллектуальный потенциал на заданную тему. :)

    ОтветитьУдалить
  4. Меня несколько удивляет желание высказаться, которое перекрывает желание разобраться. Привет, я руководитель это деревеньки. Александр, сразу скажу что по первым 4-м пунктам – ты просто не в курсе и меня это злит. Поэтому не обижайся, но отвечу жестко. Дальше по пунктам – спасибо, что на стреме, все делается и мы думаем в правильном направлении.

    По пунктам

    1. Если рядом с Входящими в Диадоке нажать "Фильтр документов", то там будет таки видно как Диадок фильтрует документы по статусам. Не видел, да?
    Но дальше ведь не об этом…
    Не ясно какого уровня этот документ. Ты про какой документ в рамках одного из 8 возможных бизнес-процессов говоришь? Никто не продает Диадок для всех документов или процессов (не, ну зачем разбираться в этом, конечно). Диадок подходит для вполне ясных бизнес-процессов, например оптового закупа товаров в торговом бизнесе практически любой отрасли. Там нет необходимости выяснять статус документов и прочая. И да, сейчас мы работаем с этим сегментом. Мы не трогаем процессы, требующие согласования документов – 4 из 8-ми процессов именно такие. Но если разобраться (зачем, правда?), то можно узнать что осенью и это будет. Конечно, рассылки партнерам, вебинары и портал придумали трусы, извините. Да, тогда же будет многопользовательский режим и пара удобных кейсов как это работает на вполне конкретных компаниях.
    Бред про ЭЦП комментировать не буду.

    2. Нужен точно для каких бизнес-процессов? В 4 самых популярных для внедрения Диадока об этом никто не помнит, потому что там нет такой проблемы почти никогда. Многопользователи будут осенью и там это будет, конечно. Но это больше няшка чем много пользователе делают именно так.

    3. Опять осень. Вебинары партнеров видимо тоже не в зоне твоих интересов.

    4. Интеграция через файловый менеджер вывела одного из наших уважаемых клиентов на 2-место по трафику. Но кое-кто даже не знает что это есть. Надо разобраться, Александр, надо.

    5. Единицы измерения валидируются и даже подсказоньки выдаются. Страна выводится из справочика когда набираешь. Номер ТД – увы, но это странно предъявлять. Товар заводить из справочника не надо, но вопросы не понял если честно – надо или нет?

    6. Тут согласен что мы еще не совершенны. Но при больших объемах проблема поиска решается не в Диадоке, а учетной системе. Тем не менее, снимаю шляпу, - вы опередили осень.

    7. Мои хотелки идут туда же. Будет.

    Вобщем, не удивлен.
    Хотя, громко говорить я тоже люблю, да :)

    Успехов!
    Правда в Хабаровске мы далеко не успешны, уж извини…

    ОтветитьУдалить
  5. Антон!

    А теперь по пунктам:
    1. При чем тут статус документа: отправлен, доставлен, подписан? :) Я говорю о статусе документа по уровню полномочий: счет, договор, письмо. А там в фильтре - акт, счет, накладная, счет-фактура. Все! Расписаться в том, что получил и внимательно прочел свой тип документа должен человек, обладающий необходимыми полномочиями. Бушка по доверке может расписаться в товарной накладной. А в договоре - не может, у нее нет на это права. Особняком вопрос - а должна ли бушка иметь право видеть документы, которые ей по статусу видеть не положено? И в письме о расторжении договора (например), которое ДОЛЖЕН увидеть руководитель, бушка расписаться не может. Я - об этом. А меня в фильтр статуса прохождения документа тычут. Почему нельзя сделать редактор статусов для клиентов? Пусть сами себе рисуют статусы, которые им удобно. И все, вопрос будет закрыт. А отъзжают в сторону СЭД-ов... типа вот они там пусть. :) Разговор слепого с глухим? Не смешно. Видать совсем я косноязычен. Открываем партнерский портал. И видим разруху в разделе ДиаДок-а. Последняя презентация, доступная партнерам - февральская. Йоптыть, там есть образец листовки и роллапа. А где программный документ, к котором все расписано? Зачем смотреть многочасовые пытки (въебинары), когда нужно сделать одну простую "рабочую тетрадь"? Сел, потратил полчаса, все прочел. Я сдал экзамен по Диадоку сам, первым в своей команде. Все честно прочел, вдумался и осознал, сам ответил на все тесты. Но то, что доступно партнерам - фигня, по сравнению с тем, что нужно. Это не мера уважения к партнерам, которые хотят продвигать этот продукт. Это мера презрения, вообще-то.

    2. Для всех входящих документов. Нужен механизм делегирования на период отпуска и увольнения. Нужна система управления этим. Просто - нужна. И малым и крупным компаниям. Может быть я гоню, но мне кажется, что это необходимость.

    3. Вот када энто будет, вот тогда и начнемсс... релиз осенний, баги уберем в январе, к апрелю рабочая версия. :) Ниче не меняется. :) Десять лет... Ещё раз: у меня часовой пояс от Вашего +5. Ещё раз, для самых одаренных +5 часов. В 23 часа глядеть Ваши вебинары? А можно мне в это время спать лечь? Или я ради большого брата фигачить должен круглосуточно? Почему нельзя оформить по этому поводу рабочую тетрадь? Утечка возможна? Дак она на пользу будет и конкурентам, потому что у них и близко нет аналогичного продукта. Пусть усохнут от зависти. :) Вебинары не в моем часовом поясе. И времени смотреть их у меня нет. Сказанное в онлайне к делу не пришить, а документ можно клиенту показать. Разница понятна?

    4. В экзамене по Диадок-у для партнеров об этом не слова. В материалах на партнерском портале ни слова. Хгде? Опять рабочая тетрадь вырисовывается. Я рад разобраться, только материал партнерам НЕДОСТУПЕН об этом решении в виде документа. Хотите, чтобы партнеры успешно это продавали, будьте любезны, "расскажите" партнерам. без распальцовок, пожалуйста. :)

    5. Запретить внесение некорректных значений в регулируемые поля можно? ТД должна быть по формату, смотрим бумаги ФТС. Валидаторы ввода должны быть жестче, чем саейчас. Количество ошибок можно снизить ещё.

    6. О боги, опять слив на СЭД-ы. В СМБ какой нафиг СЭД? У них почта на майл.ру или яндексе, не до СЭД-ов.

    ОтветитьУдалить
  6. И общие заметки:

    Опять же, к вопросам интеграции: нужен универсальный коннектор/парсер xml-ек. Нужен! Это даст партнерам и сторонним разработчикам возможность ваять нечто свое. С любой системой.

    Тугой и нигде не указанный в явном виде вопрос: как предъявить электронную счет-фактуру в налоговую? Без рассказа ситуации с законодательством. А просто и конкретно, на практике. Каждый потенциальный клиент ДиаДок-а меня об этом спрашивает! А я не могу показать им это живьем. Отправить от себя, придти в налоговую и показать этот же документ там. Об этом вообще ни звука нигде для партнеров. Увы, без этого не будет ни одного клиента. Ни одного. Ткните пальчиком, будьте любезы!

    Интерконнект с другими оператора ЭДО. Где, как? "Без палева", по честному. Это щекотливый вопрос, но не надо партнеров держать за дурачков. Это спрашивают все потенциальные клиенты. Все!

    Ещё раз, чтобы была полная ясность в вопросе: я за продукт. Я вижу потенциал. И искренне считаю, что для успешных продаж нужно добавить те мелкие штрихи, о которых толкую. Не потому что у меня ухо зачесалось, а потому что это те вопросы, которые мне задают клиенты. Разница понятна?

    Успешность определяется размером агентского вознаграждения. Как платят, так и работаем. Проще не бывает. :) А звездные выпады отпугивают тех, кто пытается "поинтересоваться". :) Отсюда и результаты. Прежде чем применять "коленвал от трактора Беларусь", нужно проверить себя. :)

    Вот такой #37год. :)

    ОтветитьУдалить

Технологии Blogger.