Конвергенция

Что ж, настал момент, когда можно открыто рассказать о третьем направлении моей работы.
Назвать хобби это нельзя, скорее дополнительный заработок, интересная тематика, которая позволила мне взглянуть на интересующую меня проектную индустрию совсем с другой стороны.


Экспертиза. Помните мое открытое письмо Талапову про второе строительное образование? 
Я попытался пойти на учебу еще летом 2011 года, но из-за нагрузки на работе, болезни в декабре 2011-го не смог и поступил повторно в ДВГУПС в 2012 году. Жаль, что время было упущено, но с другой стороны это дало мне время на осмысление.

Итак: осенью 2011 года я подписал договор франшизы с московской компанией ИНДЕКС. Это крупнейшая негосударственная экспертная организация в России. 64 филиала по стране, несколько тысяч экспертиз ежегодно, не считая судебных. Я стал отделом продаж в своем регионе. С 1 апреля 2012 года в России появился полноценный институт негосударственной экспертизы, которой даровано право выдавать положительные или отрицательные заключения на проекты. Ограничений, по сравнению с государственной всего два: нельзя делать экспертизу проектов, которые будут строить на бюджетные деньги и здания/сооружения категории особо опасных. Все остальное - можно!

Не секрет, что самая любимая присказка в процессе проектирования "экспертиза это не пропустит". Зачастую это бывает самым весомым аргументом в споре. :)

За долгие годы перестройки и последующей "стабильности", от которой мутит уже почти всех, органы государственной экспертизы превратились в очень интересные опухоли. Первая опухоль: все вокруг денег. Мнение эксперта многие заказчики стали просто мерить в размере пачки наличных. Разумеется, не все эксперты велись на такое, ответственность уголовная ведь, но прикрытие есть, откровенно говоря. Многие заказчики строительства это люди новой волны, сколотившие свои состояния в торговле, других отраслях. Зачастую им неведомы те жесткие правила, по которым должны быть сделаны проекты. Многие требования к проектной документации обильно политы человеческой кровью: пожар высотки в Красноярске тому живой пример: сэкономили на противопожарных разрывах!

В государственных экспертизах процветают и по сей день весьма гадостные способы обагощения. 
Пример: сдача проекта торгового комплекса площадью 36000 квадратных метров застопорилась из-за требования эксперта выполнить дополнительно расчет пожарных рисков. И "посоветовала" обратиться в одну "замечательную фирму", где могут все сделать "в лучшем виде". 300000 рублей, за месяц. Я был непосредственным участником той истории и за базар отвечаю: все видел своими глазами и участвовал в тех переговорах. Я тогда нашел фирму-разработчика того специализированного софта, которая обладала сертификатом от шойгунавтов. Купил софт, разобрался за два часа и вместе с архитектором мы сделали расчет за два дня. Вот такая государственная экспертиза. :)

Вторая опухоль: Вас тут много, а я экспертиза - одна. Как я скажу, так и будет! СТУ заставлю Вас получать или попрошу вместо типового альбома завода-изготовителя на котельную отдельный проект котельной. Когда у застройщика вопросы на сотни миллионов рублей, экспертиза зачастую "жжет" просто. 

Опухоль три: зачастую экспертиза используется муниципальными властями и другими чиновниками как удобный инструмент давления на застройщика и проектировщика. Затянуть сроки, выдвинуть завышенные требования к проекту, "порекомендовать" нужного поставщика инженерной системы. Спектр фокусов весьма велик. :(

А уж самое неприятное, это сроки! 

Более 10 лет я приходил на каждое предприятие, где есть инженеры, конструкторы, проектировщики. И всегда слышал "корректный" совет не путаться под ногами. Мальчик, отойди, нам некогда! Вот мы сейчас выдадим проект, получим за него деньги и купим пару CAD-ов, да плоттер. Мне всегда было немного обидно: как так, ты совершенно искренне пытаешься облегчить клиентам жизнь, предлагаешь новые технологии, а от тебя все время отмахиваются, как от назойливой мухи. Обидно, мучительно, непонятно. 

О, как все изменилось, когда я незаслуженно вдруг переместился на вершину пирамиды, этого дивного зоопарка с примесью кунсткамеры!
Сейчас мне приносят проекты, сдавать на экспертизу. Проектировщики дрожат, потому что отлично знают, какое количество эпических косяков есть в проекте. Это все сильно напоминает игру в учебу в институте: заметит препод (эксперт) косяки или не заметит? :)

И вот моя судьба сделала такой кульбит, что я оказался в самом эпицентре страстей нечеловеческих!

На кону сотни миллионов рублей (иногда миллиарды). Истерики заказчиков, получение всевозможных согласований, штампов, справок и отметок - феерическая, невероятная, увлекательная игра-гонка. 

Мой житейский опыт стал обогащаться с невероятной скоростью: обсуждение тонкостей заполнения таблицы 2.2.1 из 8 пункта ГПЗУ с администрацией города Владивостока сменялось сломанными рольставнями гаража МЧС. Потом были лопнувшие фундаменты коттеджей, облетающая краска Hemplel с нефтехранилищ ВСТО, земельные участки под застройку элитных башен 25-этажек в центре Хабаровска с допустимыми ССЗ размером один квадратный метр посреди участка. Или банк потребовал вместо боулинга на пятом этаже торгового комплекса сделать ЧЕТЫРЕ кинозала, чтобы одобрить выдачу кредита на достройку. На уже построенном конструктиве. Я видел лицо проектировщика в этот момент! :)

Я увидел и вижу новостройки, на которых нет проекта, согласований и разрешений на строительство, есть уже построенное здание и стройнадзор с прокуратурой. :) А чего стоит, например получение экспертизой топосъемки после прохождения проекта в экспертизе?
Или требование экспертизы предоставить копию заключения государственной экспертизы на брошенный недостроенный многоквартирный дом в якутской тундре в 1994 году. Вечную мерзлоту в тундре что ль копать? :)

К сожалению, в этой кунсткамере хороших нет. Все... немножечко в такой... луже, что не пересказать.

Пока могу сказать только одно: большая часть того, что я увидел за последние два года, настолько раздвинули горизонты моего сознания, что я уже никогда не буду прежним. И второй вывод - ИТ, БИМ-бом и новые технологии практически никак не используются в современной стройке. Настоящая автоматизация и научно-технический прогресс ещё впереди. Есть на чем зарабатывать, десятилетиями. :)

Ушел читать учебник по строительным материалам. Пригодиццо! :)

1 комментарий:

  1. Отлично. ) Так их всех. Пусть внедряют бимы, лентяи... И на стройках и в экспертизах.. А то что, только нам, архитекторам на передовом гребне волны пико-софта грести?

    ОтветитьУдалить

Технологии Blogger.