Доказательство вины

Сегодня я хочу продолжить наш долгий и неторопливый рассказ про уход из бумажного стиля работы проектной компании в сторону электронного, юридически значимого документооборота.
Тематика для нашей страны станет актуальной в самое ближайшее время и связано это, как обычно с прогрессом технологий. Основной акцент в этом вопросе напрямую связан с ростом мобильных технологий: смартфонов и планшетов, имеющих высокоскоростное подключение к сети Интернет.


Практически полный переход на мобильные устройства самым логичным образом поставил вопрос о целесообразности использования бумаги вообще. Зачем печатать в 8 экземплярах чертежи, когда их можно скинуть на планшет и прямо на стройплощадке пальцем нанести пометки, которые автоматически отобразятся на настольном ПК, когда мы вернемся в офис, чтобы внести правки.
Первое. Типичный проект жилого многоквартирного дома в процессе проектирования корректируется несколько десятков раз: сумашедшие бюджеты на широкоформатную печать ощутимым бременем ложатся на бюджет проектной компании. Особенно волшебно звучит фраза заказчика проекта в конце проектирования: я тут подумал, а почему бы не... И так каждую неделю!
Второй, очевидный аспект это "машина времени": возможность посмотреть историю проекта, узнать кто принимал те или иные конструктивные решения, замены инженерных систем. Обычно с этим лихо справляются различные TDM/PDM/PLM-системы. Но их сфера применимости ограничена пределами локальной вычислительной сети проектной организации. Кошмар системного администратора концепция BYOD! А тут ещё и цирк с рисками информационных утечек с личных мобильных устройств сотрудников. Впору взвыть от такого вот, свободного обращения с критически важной информацией: результатом интеллектуального труда, созданного внутри проектной/инжиниринговой/конструкторской компании.
Фактически речь идет о том, что нужно как-то скрестить два мира: изящных проектных решений, сделанных в современных, высокоинтеллектуальных трехмерных моделлерах, существующими только на экране цифровых устройств и... пухлые тома плоских чертежей. Выложить трехмерные модели на плоскую бумагу задача вполне посильная, но на этом пути и возникает обычно невероятное количество недомолвок, упущений и неверной трактовки исполнителями. Обычно эта не скоординированная работа и позволяет лихо закапывать миллионы рублей на стройплощадке в песок. :)
Второй, немаловажный аспект связан с необходимостью донести проектный замысел до армии чиновников, проверяющих каждый объект. Там еще посреди всего этого пестрого ландшафта мелькают экспертные организации. И финальная часть процесса - подрядчики, которые по этим плоским чертежам, кишащими умолчаниями и недосказанностью ключевых решений, оставшихся в голове проектировщика, но талантливо упущенных при бумажном изложении, пытающиеся все это воплотить в реальности.
А потом с нефтехранилища на 50000 тонн нефти в тайге облетает краска и одна неестественная монополия пишет претензию подрядчику о качестве покраски трёхкомпонентный краской Hempel. Опытный подрядчик листает эти чертежи, находит отсутствие описания тех или иных Требуемых технологических шагов в проекте и произносит сакраментальную фразу: в проекте это не было указано. Поэтому я сделал все в соответствии с проектом, но получился плохой результат. Виноват проектировщик, потому что он не включил в проект. И косвенно экспертиза, потому что "пропустила". Более банальный ответ еще жестче! "Мы этих чертежей (этой версии чертежей) в глаза не видели", с пенкой на губах утверждает подрядчик. И поди там разберись, что ему передавали из ПСД, а что действительно "забыли" передать. Пытливый читатель легко может себе представить, какие упоительные истории происходят на стройплощадках с такими сюжетами. А заказчик только хлопает ресницами и взлетает, потому что весь этот банкет за его счет, если не было безотзывной банковской гарантии. Хотя и ее "забалтывают" частенько. Я еще ни слова не произнес про госзатупки по 94-ФЗ и 224-ФЗ. :)
И везде, на каждом миллиметре этой тернистой дороги от нацарапанного на салфетке в кафе замысла до стройных линий построенного здания/сооружения, мы глотаем бумажную пыль. На каждом шаге доказать потом факт передачи правильной версии каждого чертежа/документа между заказчиком, проектировщиком, экспертом и подрядчиком теоретически можно, но на практике - мучительно!
Пытливый читатель может меня спросить про самый ужасный персонаж этой трагикомедии: а как же чиновник? О, это отдельная история! Не будем пока о грустном? Предлагаю ограничиться пока рассмотрением процесса без чиновника, договорились? :)
Как совместить эти непрерывно трансформирующиеся процессы? Усложнение сложных, трехмерных параметрических цифровых моделей, содержащие исчерпывающую информацию о будущем объекте, мобильные устройства, сопоставимые по вычислительной мощности со старыми персоналками и... бумажные чертежи, скрепленные печатями и подписями. Титаническая, на первый взгляд задача, не правда ли?
Следует отметить очевидные шаги свежеиспеченного министерства строительства и министра в деле разрывания административных барьеров, типизации проектов, регламентации процесса оформления строительства на всех этапах. Но по прежнему, большая часть информации путешествует на бумаге! Технологического рывка можно достичь только в том случае, если вычеркнуть из этой веселой беготни главный ее элемент! Долой бумагу!
Какой упоительный хор возражающих голосов будет мне ответом! Сколько визга и соплей можно услышать в противовес этому очевидному выводу!
Что ж, давайте попробуем, как и в прошлый раз, взглянуть в параллельный мир: электронные счета-фактуры. Я уже достаточно подробно останавливался на использовании сервиса Диадок для доставки практически любых типов документов между компаниями, в том числе и между проектировщиком и экспертизой. Сегодня я хочу подробно рассказать о двух аспектах: методической организации процесса внутри проектной компании и налаживании юридически значимых электронных мостиков между компаниями.
КЭП (квалифицированная электронная подпись), соответствующая собственноручной подписи и печати на бумаге (в рамках должностных полномочий) выдается сотруднику организации для работы во внутрикорпоративной СЭД, либо учетной системе, либо PLM/PDM/TDM-системах. Но увы, просто выдать ЭЦП, даже под роспись мало! Нужно, чтобы каждая выдача сопровождалась документом, в котором есть подпись этого сотрудника, о том, что он ознакомлен и осознает факт эквивалентности. Все юридически значимые действия в любой информационной систем внутри предприятия соответствуют тому, что он подписал бы эти же документы на бумаге своей подписью. Это первый и весьма важный факт. Не буду повторять очевидную вещь: КЭП ЭЦП ДОЛЖНА быть выдана аккредитованным УЦ! Это все про внутренние системы предприятия.
Теоретически (это рассматривалось в прошлой статье) для этого можно использовать и внутренний УЦ предприятия. Но все резко становиться интересным в тот момент, когда нужно этот документ передать за пределы проектной организации! Федеральное законодательство, утвержденное Минфином и ФНС России вводит понятие оператора электронного документооборота: аккредитованной организации, которая может служить ДТС (доверенной третьей стороной), фактически электронным нотариусом, который фиксирует факт юридически значимого электронного обмена документами между контрагентами. Основной лейтмотив здесь возможность привлечения электронного нотариуса в рамках судебного разбирательства: подтвердить или опровергнуть факт информационного обмена, включая все его этапы и состояния документов. Опирается все это на документальное обеспечение признания юридической силы всех электронных действий. К сожалению, никакие механизмы в этом направлении Минстрой пока не придумал и не отлил в виде регламентирующих документов, кроме черновика приказа об утверждении пропиетарных форматов для отправки на экспертизу в электронном виде. За неимением простой пишем на гербовой... Вывод из всего этого очень простой: пока Минстрой спит, можно с успехом использовать технологическое превосходство Минфина в этой проблематике "под себя". Архив ПСД должен быть заверен КЭП ЭЦП во внутренней системе или при отправке через Диадок. Тут есть разночтение: идеальный случай установка шлюза интеграции между внутренней СЭД/PLM/PDM/TDM и сервисом типа Диадок. Второй факт, в форме "допуска".
И вот тут опять начинают отлично работать базовые функции Диадок: в системе фиксируются (это отражено в регламентах Минфина) все этапы работы с передаваемым документом. Загрузка документа (плоский чертеж/BIM-модель/пояснительная записка/ГПЗУ/технические условия на присоединение к сетедержателям) в систему, заверение его ЭЦП путем подписания при отправке получателю (экспертизе, для примера), позволяет создать штамп времени - отметку, когда именно и какой именно документ с исходным содержимым был отправлен.
Второй шаг, идеально применимый при борьбе с нерадивым подрядчиком, штамп времени: отметка, указывающая, что получатель открыл документ для ознакомления! Это действие выполняется автоматически, все зависимости от желания получателя. Получатель может отказаться подписывать документ, не согласившись с его содержимым, но факт ознакомления с документом может иметь четкие судебные перспективы. Использование сервиса оператора электронного документооборота позволяет автоматически фиксировать факт получения/прочтения документа/чертежа.
А вот потом перед получателем появляться две кнопки: подписать документ или отказаться подписывать документ. Если быть совсем точным то там есть еще и другие возможности - перебросить на согласование в другое подразделение, запросить аннулирование подписанного документа. Базовый набор функций упрощен максимально, но идеально продуман с точки зрения необходимых и достаточных действий с полученным документом.
Не забываем и о самом главном: отправленный документ может и должен содержать подписи всех участников разработки конкретного чертежа/документа в рамках проектирования. Фактически - проставленных на документе в системе ЭЦП ВСЕХ разработчиков и проверяющих документа.
Заметка получилась короткой, но эмоциональной. Применим правило английского капрала: повторим тезисно суть публикации:
1. Использование внутренней (предприятия) СЭД/PLM/PDM/TDM для хранения документов, заверенных ЭЦП, выданных аккредитованными УЦ.
2. Регламентирование подписанием приказов/должностных инструкций сотрудниками ознакомленных с юридической ответственностью за выполение действий в СЭД/PLM/PDM/TDM.
3. Простановка подписей ЭЦП всех участников НИОКР/проектирования/конструирования на электронных документах, которые они разрабатывали/проверяли перед отправкой внешнему контрагенту.
4. Использование аккредитованных операторов электронного документооборота для пересылки всех юридически значимых документов между предприятиями.
Вот собственно и все. Время для ухода от бумаги в электронные документы настало. Ищем тех, кто готов сделать первый шаг вперед и получить технологическое преимущество перед конкурентами или реальную экономию. Есть силы и желание стать инноватором? Зовите, будем двигаться вперед вместе!
С наступающим новым годом! Побольше упрямства в достижении целей! :)

Комментариев нет

Технологии Blogger.