Режим ослика

Я достаточно давно опубликовал идею о необходимости перевода в электронный вид всех документов строительной отрасли. В 2015 году моя активность была сосредоточена на Министерстве строительства Российской Федерации, так как именно они должны были стать в этой проблематике катализатором качественного изменения в отрасли.
Увы, оправдались мои самые худшие ожидания: мои попытки ни привели ни к чему хорошему. Финальным для себя шагом я осенью прошлого года посчитал публикацию концепции, как именно, на мой взгляд, должна быть реформирована строительная отрасль через призму ИТ-технологий.
Увы, иногда кажется, что лучше бы этого бы не делать вообще. Нет, не так: мои идеи были настолько извращены, насколько это вообще, возможно! Я опять о пресловутом Постановлении правительства РФ № 1330 от 7 декабря 2015 года. Спойлером к нему является рекомендация Минстроя к 1 января 2017 года перевести в электронный вид ещё три самых одиозных процедуры в стройке: выдача ГПЗУ, разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию. Воистину, святой триумвират, вокруг которого вся стройка вертится, после экспертизы, разумеется.
Тут надо сделать сноску, что в недрах НОПРИЗ обсуждается вопрос о переводе в электронную форму допусков СРО. Да-да, коммерческие супер-СРО скоро смогут отправлять в электронном виде допуски в любую точку страны, с использованием ЭЦП. Как тут пригодились бы операторы ЮЗЭДО, эх! :( Но об этом - ниже.
Госэкспертиза не считает нужным у себя хранить архив проектной документации, говоря о том, что проект у них хранится всего лишь один миг, пока идет сам процесс экспертизы. Что ж, может быть, оно и к лучшему! :) Я ведь говорил, что любой проект имеет четыре реинкарнации: у заказчика, проектировщика, в экспертизе и в мэрии это разные по содержанию документы, чаще всего. :)

Налицо системный паралич: лоскутная автоматизация отдельных участков отраслевой специфики, при чем не дающая никакого качественного рывка в принципе. И отношение участников отрасли к этим извращенным инновациям будет соответствующее.
Давайте взглянем вблизи на пару узких моментов:
Берем КЭП (квалифицированная электронная подпись по 63-ФЗ), заходим на сайт
Главгосэкспертизы, проскакиваем через ЕСИА портала Госуслуг (Единая Система идентификации и Авторизации) и... опять выпадаем на сайт самой Главгосэкспертизы. :)
Что тут смешного, спросит неискушенный читатель? Да все просто: ни заявитель, ни Главгосэкспертиза никак не могут подтвердить или опровергнуть факт загрузки какого-то количества документов в данную систему. И их аутентичность. Никак. Электронного нотариуса просто нет. Для справочки: в России 62 тысячи компаний имеют допуски СРО на производство проектных/изыскательских работ. Кстати, то же самое касается и содержимого файлов. На бумаге народ лихо подделывает подписи и печати на чертежах, что уж говорить "о просто файлах".
В адских конфликтах, которые возникают в процессах прохождения экспертиз доказательство аутентичности файла подтвердить нельзя никак. От слова совсем.
Что ж, для самых непонятливых разберем простую юридическую ситуацию: проектировщик подал документы через эту веб-форму. Все клёво, защищено ЭЦП, типа.
Увы: любой, мало-мальски подкованный адвокат в два счета разваливает всю эту "конструкцию" в суде! Доказывая, что заявитель отправлял другие файлы, в экспертизе на их место подсунули другие файлы. И совершенно несправедливо отказали в выдаче положительного заключения. Почему? Потому что это закрытая государственная информационная система, ключи (как банально звучит-то!) у принимающей стороны. Фактически, они могут вытворять на своей стороне все что угодно.
Обратная ситуация: в любой момент Госэкпертиза может заявить, что получила именно эти файлы, и заявитель никак этот постулат опровергнуть не может.

Именно и поэтому другие органы государственной власти внедрили институт посредника: электронного нотариуса (специализированного оператора связи). Который хранит у себя в зашифрованном виде не только сами файлы, которые через него были переданы (чтобы сам не мог в них заглянуть!), но и все квитанции, подтверждающие, кто из участников информационного обмена какие действия когда выполнял. Чтобы не быть голословным, приводу успешно работающие примеры для ФНС, ПФР, ФТС, Росстат, Росприроднадзор. Список можно продолжать, но что суровым мужикам из Минстроя опыт других госведомств? Не, мы ща тут на коленке соорудим новую систему прямо на своем сайте. И все бы ничего, но нужно помнить одну очень интересную вещь: 15% пользователей любой системы сбора данных через Интернет нужна... техническая поддержка. Им банально нужно куда-то позвонить и спросить дрожащим голосом: а то ли я делаю ваще? Зарядив эту систему в плавание, скоро Госэкспертиза уткнется в необходимость содержать штат телефонных операторов, умеющих работать со стороны пользователей. Для 60 тысяч проектировщиков и изыскателей это немного неудобно, но наверное терпимо, согласитесь? В 11 часовых поясах, если что!

К сожалению, не всем проектировщикам доверяют функцию технического заказчика. В итоге, техническая поддержка нужна... ну эдак миллиону предприятий в год, кто сдает в различного уровня государственные экспертизы проекты на экспертизу. Расшифровываю: содержание контакт центра с бандой обученных решать проблемы операторов встанет всем Госэкспертизам в конкретное копьё. Конкретное, включая затраты на адвокатов, потому что реализовав все именно так, как сейчас, они очень медленно, но верно погружают сами себя в юридический ад.

Для более ясного понимания сути вопроса рассказываю реальный кейс: в 2008 году в Хабаровске построили здание пенсионного фонда всего города. Подрядчик был.. ну, Вы понимаете, да? Но не об этом речь. В одно здание и в один кабинет за неделю нужно попасть 10 тысячам женщин-бухглатеров, сдать отчет за фирму/ИП. С первого раза сдать в бумажном виде не реально. Очередь 2.5 часа. Особо ловике сдавали с 4-5 раза. То есть несколько дней они сидели в очереди за право получить разъяснения, что именно она заполнила неправильно. Потом начались женские драки: "я на минуточку, только спросить" били всей очередью. Поэтому подписали договор с вневедомственной охраной, разнимать женские драки в отделе по борьбе с юрлицами. Появились журналисты, потом пришла прокуратура: как же так, что такое? Повесили электронную очередь. Умные женщины бухгалтера придумали утром начпокивать себе в руку десяток талончиков и продавать днем место в очереди по 300 рублей за штуку. 3000 рублей в день за сидение в Пенсионном фонде в очереди - это блестяще!
Руководство встревожилось и приняло решение - утром чпокать 700 талончиков очереди самим и выдавать по одному талончику в каждые руки. Гулаг прям, все по карточкам! Ну что с того? Пятеро утром нападают на держателя талончиков, двое держат за руки, трое вырывают талончики из рук и... торговля продолжается. Проблему решили само собой простым способом - перевели все в электронный обмен через операторов. И очереди исчезли.
Лично принимал участие в разборках торговой сети при попытке их оштрафовать: арбитражный судья, увидев меня, как представителя оператора ЮЗЭДО махнула рукой и вопрос был закрыт сразу. От слова совсем. Ровно нечто подобное горе сооружают сейчас себе Госэкспертизы. Ждем, волнуемся, болеем за наших! :)

Почему я все это пишу? Кто-то скажет, что я сгущаю краски, но самом деле написать все это меня сподвигла небольшая вроде бы новость. Из большой тройки операторов ЮЗЭДО (юридически значимого электронного документооборота) два подружились официательно. Третий, Такском тоже уже дружит с двумя первыми, но официально пока об этом не объявил, "как бы доделывает кой чего". Это означает, что уже сейчас не важно, какой именно у тебя оператор ЮЗЭДО, какой у негосударственной экспертизы - роуминг работает. Все ходы записаны в толстой амбарной книге электронного нотариуса или даже двух. Любое предприятие в стране может обмениваться с любым другим через цепочку операторов ЮЗЭДО так же, как можно звонить "с Билайна на Мегафон". Доказать потом аутентичность электронного документа - да как два байта об асфальт! :)

А что мы, юзеры? Пожмем плечами и с жадным детским любопытством будем наблюдать, как Госэкспертизы опять высекли розгами сами себя. Автору того постановления, ну которое 1330 - пламенный привет! Вот это отожгли чудаки граждане, я понимаю! Ну и по традиции, видео, наиболее точно отражающее дух времени и оценку возникшей ситуации. :)

Комментариев нет

Технологии Blogger.