О революции в госэкспертизе или "Хотели как лучше, получилось как всегда!"

Заметки по поводу идей госэкспертизы, из одной полемики:
1. Общался с Мишаковым из ДИТ Москвы ещё в феврале 2015 года: 728 приказ был списан с того регламента, который он сам сделал для строительного комплекса Москвы. Один в один списан. Как это увязывается с технологическим порталом СМЭВ – просто не понятно! Да что я, посмотрите сами: http://smev.gosuslugi.ru/ И там вся нормативная база увязана! 728 приказ явно всей этой методической и технической базе ПРОТИВОРЕЧИТ. Все те форматы, которые перечислены в 728 приказе – огромная, стратегическая ошибка! Единый стандарт для всех ОГВ – XML файлы, плюс валидаторы XSD. Инкапсуляция пропиетарных форматов внутрь служебных XML-файлов, в соответствии со стандартом СМЭВ – пожалуйста. Но не такая глупость, как 728 приказ! Не должно быть закрытых, ведомственных систем, которые «не умеют, или за большие деньги смогут в будущем» отдавать данные другим ОГВ и муниципалам.
2. К приему в электронном виде у меня отдельные претензии, которые лишь усугубляют проблемы, я об этом писал в марте у себя в блоге, здесь кратко повторю: закрытая ведомственная информационная система НИКОГДА не сможет подтвердить или опровергнуть комплектность файлов, поданных в экспертизу с ЭЦП или без. Это создает юридический ад с 1 января 2017 года: любой заявитель может пойти в суд и опротестовать ЛЮБУЮ экспертизу, сказав, что прислал больше чертежей. А экспертиза их «не заметила». И экспертиза так же может в любой момент заявить, что было 10 файлов, а не 15 файлов. И тоже в суд пойти. И ни заявитель, ни экспертиза ни подтвердить, ни опровергнуть это не сможет в суде. Не сможет. Просто подумайте, что будет, если пойдут массовые судебные процессы опротестования результатов экспертиз? Отсутствует электронный нотариус, подтверждающий аутентичность и комплектность файлов. К тому же, экспертиза не разовая подача пачки файлов, а переписка – замечания экспертов, ответы заявителя/проектировщика, новые дополнительные документы, иногда целые разделы. И задача электронного нотариата всей этой переписки тоже не решена. От слова никак. Нарушен базовый юридический принцип равноправия сторон процесса экспертизы: все козыри в руках у госэкспертизы, заявитель выглядит подростком с улицы, случайно заглянувшим «на огонек». Между операторами ЮЗЭДО на 90% компаний в стране уже есть работающий роуминг: http://roseu.org/roaming Речь ведь не о том, что нужна связь заявитель – экспертиза, они ведь и между собой общаются ещё: проектировщик-заказчик-подрядчик. Через госэкспертизу все это передавать? Ну-ну…
3. Авторы этой информационной системы для госэкспертиз затеяли «благую» цель – сделать органы госэкспертизы хранителями всего архива проектной документации. Не сомневаюсь, что там на горизонте есть сладкие мечты о Big Data, но своем, закрытом, ведомственном. А дальше будут дозированно, по чайной ложечке, выдавать (читай продавать за какие-то ответные услуги) всем заинтересованным лицам только те кусочки информации, которые сочтут нужным. А доступ нужен молниеносный – когда МЧС работает на пожаре нефтеперабаывающего завода ночью, как разбудить экспертизу и взять у них BIM-модель или плоские чертежи? Силовым ведомствам тоже бывают нужны точные чертежи любых объектов и РГИС подходит для этого идеально, ведь они изначально рассчитаны на работу сотен и тысяч пользователей круглосуточно.
4. Деньги в госэкспертизы так же пойдут и на создание инфраструктуры: серверного парка (ЦОД-ов), лицензии на программные технологии, персонала, который все это будет обслуживать. Считайте сами: 62 тысячи компаний в реестре НОПРИЗ, 500 тысяч заявителей ежегодно подают по всей стране проекты на экспертизу. Этой толпе нужна ещё служба технической поддержки круглосуточной, по телефону. Фактически, госэкспертизы один в один повторяют сейчас подвиг ФС РАР по системе ЕГАИС на четверть миллиона компаний алкогольного рынка. И это будет стоить миллиарды, судя по опыту операторов ЮЗЭДО: хороший контакт центр на всю страну на пару сотен сотрудников на 11 часовых поясов стоит под миллиард рублей в год. Вопрос зачем вбухивать бюджетные деньги в создание отдельной инфраструктуры не стоит ведь, верно?

Ну и для затравки: кусочек видео, что удалось записать с моего выступления на строительной выставке во Владивостоке 29 апреля.

2 комментария:

Технологии Blogger.