Думы о будущем.

Читаю другие блоги и понимаю, что я безнадежно отстал от общего тренда – все в облаках, все витают. Я попробую немного «поползать по земле», чтобы у всех воспаривших возникло ощущение грунта под ногами. J Конец года, самая горячая пора у продавцов САПР-тематики – закрытие бюджетов, окончание проектов. Время, когда каждую минуту в офис приходят клиенты и покупают все и не глядя. Золотой сезон! В воскресенье вечером появилась капелька свободного времени, чтобы рассказать свои мысли и наблюдения, основанные на десятках встреч с самыми разнообразными клиентами.

Директор фирмы, примазанной к главному архитектору большого города. Великий архитектор, который всегда хвастается свой приближенностью к власти. Молодые ребята из фирмы, выполняющие одну из грандиозных распилов строек века. И маленький филиал большого московского института, который проектирует судьбоносные фантастические по масштабу коммуникации. В общем, пестренький такой букетик.

Практически все в один голос утверждают несколько базисных моментов, которые ясно высветили беспросветность того пути, по которому движется наша страна со скоростью чуть быстрее Сапсана.

  1. Прокладочные фирмы в тендерах. Практически в каждом крупном городе при чиновничьих структурах, распределяющих строительные/проектные бабки, мирно существуют замечательные конторки, обладающими всей необходимой грядкой сертификатов, фиктивными сотрудниками... и больше ничем. Основной способ «зарабатывания» таких прокладочных фирм – участие в тендерах и конкурсах за полцены. Они сами потом ничего не делают, а на субподряд нанимают тех, кто им же и проиграл эти конкурсы. Естественно, что нанимают на субподряд они тех, кто долго готовился к этому конкурсу, у кого уже есть ряд существенных наработок, кто вложил силы и душу в эти проекты. Но нанимают за четверть цены! А потом персонал проигравших строительных, проектных компаний удивляется, почему они работают как проклятые, но все время за сущие копейки!
  2. Даже если прокладка не выиграла в тендере, т.е. контракт достался заслуженно тем, кто в состоянии его исполнить, рентабельность такого контракта после игры на тендере составляет 1% и ни рублем больше. Вроде бы это хорошо, сэкономили бюджетные (читай народные) деньги при строительстве социально значимого объекта. Но, в долгосрочной перспективе эта тенденция приведет к тому, что количество проектных организаций начнет скоро стремительно уменьшаться, это приведет к непропорционально высокому спросу на проектные услуги и в дальнейшем феноменальному росту цен на проектные работы. Наступит, да впрочем, он уже почти наступил, кадровый голод на грамотных специалистов. И проектировать нормальные здания и сооружения скоро станет некому. Если не оставлять хоть какие-то средства на модернизацию проектных организаций, экономить на доходах специалистов, то они долго ждать не будут, просто тихо разбегутся в другие отрасли. Да ещё, новинка этого времени – ты не только должен выиграть в чистую такой вот «конкурс», ты должен… внести обеспечительный взнос, гарантию того, что ты не сбежишь и исполнишь свои обязательства по проектированию/строительству. Вы, проектировщик, зайдите в свой банк и попросите кредит сроком на год. Тихо обалдеете от процентных ставок, потому что далеко не факт, что заказчик строительства с Вами рассчитается вовремя. Есть немало примеров, когда заказчик дом построил, деньги за офисы/квартиры получил, но со своими подрядчиками рассчитываться не спешит, мотивируя все это самыми малозначащими отговорками.
  3. Существенный рост налогов с нового года поставит крест на развитии всех компаний, у кого наибольшая доля в структуре затрат доходы сотрудников интеллектуального труда. Юристы, врачи, учителя, инженеры! Т.е. борьба за власть тандема карликов (плевать кто победит – старший или младший, эффект один и тот же) путем повышения дохода пенсионеров за счет работающей части населения, фактически перераспределения доходов приводит к грустной мысли, что стране нужны в основном трудящиеся слабо интеллектуального труда с низкими зарплатами, малообразованные, которыми легко управлять. Одним из косвенных подтверждений данного факта можно считать вот такие публикации: http://catok.livejournal.com/279422.html.
  4. СРО. Сформировали компенсационный фонд, получили допуски, платят взносы. Что такого инновационного, кроме создания ещё одной бюрократической структуры привнесли СРО в работу проектировщиков? Загляните в ленту новостей небольших региональных СРО – ошалеете! Кроме объявлений о необходимости срочно получить новые допуски ничего. Глупцов нет, все прекрасно понимают, что новые допуски = новым поборам взяток, потому что собрать всю пухлую пачку документов, утвержденных в качестве обязательных большинству проектных организаций просто не под силу. Ни обучения, ни проверок, ни каких-бы то ни было активностей, направленных на реальное улучшение качества работы, нет. Красивая, безнадежно больная на всю голову бюрократия. И это чугунное ярмо, которое повесили на строителей/проектировщиков, ни к чему хорошему в итоге не привело.
  5. Широкое использование «халтурного» труда. В штате проектной компании 10 человек, а по бумагам 30. Т.е. люди числятся в нескольких организациях и помимо своей основной работы ещё «подхалтуривают» с весьма понятным качеством этих самых поделок.

Вот такой вот ландшафт вырисовывается нам на близкую и весьма ощутимую перспективу. Я бы не хотел сгущать максимально краски, нагнетая атмосферу страха и неуверенности. Скорее хотелось бы использовать свои дальнейшие мысли как подложку или фон. Итак, приступим:

Что на сегодняшний день в условиях дикой конкуренции, административного давления и всего того безобразия, что твориться в проектной отрасли вызывает серьезный интерес у директоров проектных организаций? Нормальные бизнес-потребности в этом случае возникают! Увеличение, прежде всего эффективности труда в пересчете на одного сотрудника, особое внимание качеству, целостности и непротиворечивости проектной документации. Что самое важное для строителей – дешевле, легче, быстрее. Они готовы толкать проектировщиков на любые «подвиги», лишь бы сэкономить каждую копейку, даже в ущерб качеству возводимого объекта. Т.е. вместо экологически рационального проектирования подход чисто русский – где бы ещё пару килобаксов украсть сэкономить?

Вот тут возникает момент всяческих опасений со стороны руководителей проектных организаций, что если вкладывать деньги в обучение сотрудников, то они потом разбегутся и утащат полученные знания с собой, т.е. обучение на предприятии – это выброшенные на ветер деньги. Спектр ответов, спектр пожеланий варьируется в этом вопросе у руководителей проектных организаций весьма широко: от слов нам это не надо, у нас и так все умеют, до, может и надо, но, некогда этой ерундой заниматься. Вопрос эффективности работы в пересчете на одного сотрудника по-прежнему многими воспринимается как второстепенный фактор. Вполне возможно, что повышения уровня налоговой нагрузки с нового года наконец-то заставит большинство руководителей начать думать головой, а не другими выпирающими частями организма о целесообразности содержания жирного штата малограмотных сотрудников.

Привожу один простой пример: веселый институт, который проектирует, ну скажем, дороги. Все цифры направления работ приблизительные, не цепляйтесь к деталям, пожалуйста! Есть там замечательный отдел, который эту самую дорогу и проектирует. И проектировали они одну дорогу долго-долго, несколько месяцев. И выдали они результат, на основе файлов полевых изысканий с приборов, что надо передвинуть, ну пускай, один миллион тонн грунта, чтобы сделать дорогу ровной, гладкой да удобной для автомобилистов. Директор усомнился в результатах, ибо двигать надо много, стоимость строительства получается, непомерно высока. Пригласил одного частнопрактикующего специалиста по специализированному программному обеспечению. Тот взял те же самые исходные файлы, провозился две недели и о чудо! Получил результат, что двигать надо всего 200 тысяч тонн грунта. Возникла чертовски неудобная пауза. Ибо работа целого отдела из 20 душ за несколько месяцев и работа одного специалиста за две недели как-то настораживала. Возник и повис в воздухе один простой вопрос генерального директора – а зачем мне целый отдел, если это работа двух-трех классных специалистов? Итог банкета: весь отдел загоняем на учебу, ибо софт куплен давно, а как показал контрольный пример, учились сотрудники на отвали, в рабочее время мастерили халтурки, да чай пили. Но учебу не простую – так как конец года, объекты горят, то вместо полноценного обучения давайте пригласим на работу мальчугана, который будет шастать по отделам и отвечать на любые вопросы, про эту замечательную программу. Итог такого обучения, как Вы понимаете, равен практически нулю, потому что размер познаний программы у всех сотрудников разный. Деньги потрачены, вроде бы на вопросы ответили, но где эффект?

Второй немаловажный вопрос о последовательности обучения. Да, давайте учить, раздается вопль руководства. Где, как, чему и зачем учить? И здесь я могу с особым злорадством попинать гороховые фабрики, которые привозят специалиста из своего центрального офиса или из другого города замечательного специалиста, который читает стандартный базовый курс по программному продукту, даже окропленному святой водой от вендора. Увы, чаще всего эффективность подобного курса тоже практически равна нулю. Здесь хочу привести мысль, которая давно сформировалась в моей голове. Она основана на моем 5 летнем опыте организации учебных курсов, и чтобы не быть голословным, хотел бы привести в качестве примера курсы AutoCAD.

Во-первых, нужно для начала внимательно изучить типовые проекты заказчика обучения и в процессе бурных переговоров для начала понять, действительно в современных условиях клиенту нужно изучать именно этот программный продукт. Здесь уместна оговорка, что курс AutoCAD обязательно нужен в том случае, если специализированное, вертикальное решение базируется на платформе AutoCAD. Тем не менее, вполне возможно, что для решения задач клиента нужно изучать совершенно другое решение, не на платформе AutoCAD! Т.е. для начала нужно провести презентацию AutoCAD для пользователей, сосредоточившись не на базовых элементах интерфейса и типовых командах, а на особенностях, дополнительных возможностях. Т.е. нужно понять, насколько функционал данного программного продукта применим к тематике клиента.

Во-вторых нужно провести тест-драйв, для того чтобы пользователи выполнили тестовый пример, который мог бы позволить пользователям самостоятельно выполнить несложный контрольный пример в среде AutoCAD. Это даст пользователям первое впечатление о функционале продукта, позволит понять на примере личных ощущений, насколько данная среда применима для решения пользовательских задач.

В-третьих, для тех пользователей, кто вообще не переваривает компьютер нужно провести предварительный курс по операционной системе и общим навыкам работы с компьютером, потому что пользователи бывают разные и наличие диплома о высшем образовании в наше время ничего не гарантирует. Дипломы покупают на раз-два, если что. После данного курса нужно провести анкетирование пользователей, с целью выяснения их текущих имеющихся навыков работы в AutoCAD. Не смотря на упорное махание гривой и крики, шо мы умные, мы все умеем, далеко не всегда это соответствует истине. Из практики – нифига не соответствует.

В четвертых, тот самый официальный базовый курс уровня 1. Т.е. все строго по шагам, не смотря на вопли некоторых пользователей, что мы умные, мы все знаем. В нашей практике был случай, когда команда проектировщиков, пять лет лихо выполнявшая проекты в Inventor-е угодила на курс по AutoCAD 2010. Итогом курса стал удивительный результат – выяснилось, что для решения большей части их задач проектирования хватит AutoCAD 2010 с функциями параметризации. Вот так вот… Т.е. все про пространство модели и про пространство листа, про массивы и многие другие невероятно простые хитрости, которые есть для черчения в классическом AutoCAD-е свежего релиза и то, что со скрипом реализуется в многочисленных клонкадах.

В-пятых, курс уровня 2. Тут уже и работа с диспетчером подшивок и все те трюки, которые здорово облегчают жизнь. Рудиментарные средства автоматизации, работа с объемными моделями, импорт и экспорт, работа с растром, да что я, в самом деле, буду состав курса перечислять, что ли? J

В-шестых, пилотный проект. В переводе на человеческий язык это время, когда преподаватель наблюдает текущую работу пользователей после обучения на реальном проекте и при случае бьет линейкой по рукам самых нерадивых, кто применяет неправильно на практике все те возможности, что обсуждались в рамках курса уровень 1 и уровень 2.

Но такое правильное, многоступенчатое обучение должно напоминать дорогу с двухсторонним движением! Руководство должно оценить результаты каждого ученика, увидеть через несколько месяцев после завершения обучения реальный прирост производительности конкретного сотрудника и совершенно конкретно усилить его социальный пакет: увеличить размер заработной платы или предоставить другие материальные или нематериальные льготы, например командировка на профессиональную конференцию. Тут еще одно небольшое отступление – непосредственно после завершения обучения производительность труда сотрудников ощутимо снижается, что связано с привыканием к новым правильным технологиям работы.

Вполне возможно, что описанный схоластическим способом подход можно и нужно применять на практике к другим программным продуктам с некими вариациями. Это озвучивается в многочисленных выступлениях сотрудников Российского офиса Autodesk. Увы, чаще всего пользователи вообще никак не реагируют на такие рекомендации, считая, что они самые опытные и умные и все знают и так, без дополнительных подсказок.

Отдельной строкой помимо методики обучения базовому продукту для работы стоит проблема организации коллективной работы, сохранения результатов работы в общем хранилище. Я давно и достаточно живо сам интересуюсь этой тематикой, но все те программные решения, которые присутствуют на рынке, вызывают у пользователей разве что изжогу. В основном это достаточно дорогие программные решения, с богатой функциональностью, но при этом весьма сложные в изучении и внедрении, требующие вполне приличных усилий по тюнингу под конкретную специфику конкретного предприятия. Именно поэтому любые специализированные решения в области САПР (те самые заветные аббревиатурки PLM, PDM и иже с ними) до сих пор плохо приживаются на почве архитектурно-строительных САПР. И вполне закономерный итог – классические системы электронного документооборота с легкостью вторгаются на этот благодатный рынок, активно осваивают новую для себя нишу, в качестве примера можно привести решения фирмы 1С, DocsVision, ряд других решений. Собственно, именно в этой области и кроется с моей точки зрения оправданный цинизм Autodesk, который отвечает на вопросы про PLM и PDM с неприкрытым коварством, что это пока преждевременно. Не шагнули ещё вперед технологии, которые позволили бы с такой же легкостью и изяществом, как ранее рынок черчения захватил AutoCAD занять рынок систем документооборота. Весьма серьезную заявку на этом поле в настоящее время сделала Microsoft, выпустив новый SharePoint 2010, который создал новый стандарт качества и удобства коллективной работы. Теперь осталось дождаться, когда мировые гранды – Autodesk, Bentley, Nemetschek, российские разработчики начнут выпускать специальные решения на платформе SharePoint для организации коллективной работы и документооборота в области САПР.

Почему организация коллективной работы в электронном виде столь важна для проектных организаций? Все очень просто, это история случилась несколько лет назад, пыль уже улеглась, но история имела место:

Пара крупных институтов собирается участвовать в конкурсе на проектирование на сумму 200 миллионов рублей. У одного института все готово, ну или почти все, они справедливо рассчитывают, что им отойдет этот контракт, и они на основе уже имеющихся у них наработок получат хороший результат. А у второго института нет ни-че-го… Но у них нашлось капелька денег и какая-то тварь на флэшку скопировала им папочку с сервера первого института со всеми наработками… Цену второй институт выставил 199 миллионов и контракт ушел из рук первого несчастного института. Вот такие вот дела… А теперь представим себе, что если бы института была бы система электронного документооборота, в который храниться все информация по всем проектам и ведется журнал действий пользователей: кто, когда чего менял и кто чего когда копировал? Тогда найти источник утечки, наказать, сделать так чтобы другим было не повадно было, очень легко. И поиск любой информации, в том числе по уже сделанным архивным проектам занимает в таких системах секунды. Т.е. информация все-таки становиться в этом случае собственностью предприятия, а не содержимым полутора сотен почти одинаковых файлов в папочке мои документы пользователя и содержимым его головы.

Ещё один немаловажный аспект: если на предприятии работа организована с помощью специальной системы электронного документооборота, которая существенно облегчает работу и повышает производительность сотрудников, в случае ухода сотрудников на другое предприятие их производительность труда падает. Это слабое, но все-таки утешение для руководителей, которые вкладывают деньги и силы в повышение эффективности труда своих сотрудников.

Подведем краткий итог сегодняшней публикации:

  1. Обучение сотрудников предприятия навыкам эффективной работы с программным продуктов – объективная реальность и многоступенчатый процесс. Нарушение любого из пунктов дорожной карты обучения приводит к нивелированию результата как такового.
  2. Нарастание настоящей конкуренции, коррупционные процессы, налоговое давление, ужесточение правил игры со стороны всех участников процесса строительства вот-вот должны заставить руководство проектных организаций обратить свои взоры на поиск путей ИНТЕНСИФИКАЦИИ труда собственных сотрудников, при одновременном сокращении их штатной численности.
  3. До сих пор не появилось на нашем российском рынке недорогое, простое в эксплуатации и внедрении программное средство для организации коллективной работы. Ну, нет его, поэтому такие решения и не носят характер массовых внедрений, не стали они популярны. А очень жаль, потому что массовое внедрение систем электронного документооборота станет первым шагом на пути построения системы электронного обмена документами и между предприятиями. А так хочется к этому стремиться!

Как обычно, жду теплых высказываний в комментариях, отеческих тумаков и снисходительного отношения. Welcome!

P.S. Пошел шить костюм белого кролика на самого себя. J Для взрослого мужика весом сто кило и ростом больше метр восемьдесят думаю, это лучший костюм на новогодние праздники накануне года белого кролика! А в чем на новый год будете Вы?

13 комментариев:

  1. Доброго времени суток Александр и читатели.
    Пост очень уместный и вполне на злобу дня. Вопрос адекватности использования ПО в условиях нашей жизни достаточно актуален, но мало освещён. И даже есть какое то чувство, что даже налоговый пресс и коррупция не смогут зародить в рядах проектировщиков движение по рационализации труда.

    ОтветитьУдалить
  2. Директора нескольких фирм, с которыми я беседовал разделились на два лагеря: половина уже понимает, вторая половина даже слышать не хочет. Осталось дождаться когда первая половина начнет платить деньги за знания, а вторая половина обанкротиться. Все просто! :)

    ОтветитьУдалить
  3. Александр, правильно пишешь и процесс идеального обучения ты верно расписал. Только в реальности этот процесс и на 40% не выполнить... У тебя несколько уровней обучения - в реальности люди проходят один и половина из них увольняется, ищут лучшей доли. Пилотный проект? На него выделяют блатных либо никчемных (либо никчемных блатных) - как результат пилотник выполняет группа внедрения. Тестирование выявляет, что уровень у всех настолько разный, что курсов надо не 3, а 33 чуть ли не каждому индивидуальный.

    И в итоге ты либо работаешь на "средний" уровень по больнице, либо переходишь в личные консультанты организации, забив на прибыль, свободное время и прочее. Я нашел путь - поиск небезразличных внутри организации - звездочек. Работая с ними, ты создаешь в организации прослойку знающих, которые за собой ведут остальных...

    ОтветитьУдалить
  4. Идея работать "трансформатором" не изжила ещё себя, даже ещё больше набирает оборотов. И Ваши примеры это ярко иллюстрируют, когда заказ берут одни и скидывают за бесценок другим, т.е. себе больше, им меньше на разнице "гудят"...
    Качество в таком случае первая жертва в этой войне интересов.
    Что касается обучения, то это самое слабое звено. Процесс требует много времени, гарантировано получаем потерю производительности и отсутствие гарантий, что люди научатся, или останутся на предприятии после вложенных в них денег.
    Процесс интенсификации труда предполагает более высокий формат отношений внутри организации. Т.е. у всех участников процесса должно быть ощущение сопричастности общему процессу. Здесь и форма оплаты, и отношение как к человеку и возможность роста для сотрудников.
    В таком случае даже финансовые проблемы и другие неудачи на предприятии не смогут подорвать всю систему, когда люди болеют за дело и чувствуют к себе уважительное отношение. Что то мне подсказывает, что чем больше предприятие тем труднее выполнить такую задачу. Но с другой стороны не факт, что для выполнения сложных задач сегодня необходимо много людей. Возможно средние конторы с хорошей организацией лучше будут справляться с проектами, чем монстры наподобие институтов.

    ОтветитьУдалить
  5. Честно скажу, что все вышесказанное в очередной раз убеждает меня создать команду "звездочек", как говорит Денис, и работать на субподрядах у своих знакомых. Позднее же попытаться заняться собственной деятельностью. Свои САПР навыки и планирование BIM-процессов (разумеется, в меру своего опыта и масштабов мероприятия) развивать мне проще: а)в команде единомышленников б)самостоятельно планируя свою нагрузку и задачи. Вот такая история.

    ОтветитьУдалить
  6. Сугубо ИМХО, как обычно. Подобная "движуха" может возникать либо сверху (по инициативе руководства), либо снизу (самими проектировщиками). Первый вариант практически гарантированно будет саботирован, т.к. далеко не всегда руководство согласно во что-то вникать. Чертежи есть? Есть. А как они выполняются - дело шышнаццатое. Бумага все стерпит.
    Я почему про это так говорю - сам в этом компоте варюсь. Пока сами пользователи не стали выбирать "инициативную группу", пока эта инициативная группа не стала головой работать больше, чем руками - ничего не двигалось несмотря ни на какие пряники и угрозы руководства.
    Извините за сумбур, времени уже полвторого ночи, соображается с трудом.

    ОтветитьУдалить
  7. Александр, еще мысль, если позволишь...

    Зачастую внедренцы, внедряя решения (извини за каламбур), "ломают" клиента - обладая идеальными знаниями о процессе, зная как надо (зачастую по семинарам вендера). Такие знатоки приходят к клиенту как слон в посудную лавку. Бегло пройдясь по сотрудникам, проведя стандартные тесты на знание ПО, "подтверждают" то, что они хотели услышать (базовые установки вендора) и успешно начинают. А затем сталкиваются с утечкой обучившихся, саботажем оставшихся и недовольством директоров...

    Я например, читая твой пост про директоров – «вторая половина даже слышать не хочет» - заочно зауважал: осторожность залог стабильности организации, есть надежда, что они своих проектировщиков через все кризисы и волнения проведут... А может уже и слышали, и пробовали…

    Поэтому я предпочитаю заниматься "мягким" внедрением, совершенствовать использование уже полувнедренных решений: у компании уже сложился некий метод работы. Зачастую сначала надо повысить эффективность существующего решения, познакомиться с компанией, понять реальные проблемы и постепенными методами привести компанию к новым технологиям. А может и не надо будет приводить…

    Но этот метод, конечно, менее денежный…

    ОтветитьУдалить
  8. В наших странах, к сожалению, может выйти как раз наоборот, что обонкротятся не те, кто и слышать ничего не хочет а первые которые денег ищут. Вторые просто разгонят одних людей наберут других, претасуют, скажут "у нас кризис так что затянем пояса и поднимем требования".... и выживут. Причем требования поднимать и затягивать пояса будут отнюдь не себе.

    И небольшой "ехидный" вопрос на тему:
    "В нашей практике был случай, когда команда проектировщиков, пять лет лихо выполнявшая проекты в Inventor-е угодила на курс по AutoCAD 2010. Итогом курса стал удивительный результат – выяснилось, что для решения большей части их задач проектирования хватит AutoCAD 2010 с функциями параметризации. Вот так вот… "
    А шо, таки, в чистом AutoCAD'е параметризация существует уже пять лет? И если, таки, нет, то куда было деваться бедным проектантам в рамках продуктов Autodesk пять лет назад?

    ОтветитьУдалить
  9. Неехидный ответ: нет, пять лет назад параметризации в AutoCAD не было. Это только в 2010/2011 версии выросло. :)
    Учились же они в прошлом году.
    Так что будем считать 1:0 в Вашу пользу! :) Уели меня! :)

    ОтветитьУдалить
  10. Денис, ты в своем репертуаре - и прав и не прав одновременно! Ломать клиента нужно далеко не всегда. Но иногда "нужно ломать"!

    На производстве всегда так: побеждает либо директор с новыми веяниями, либо коллектив "побеждает" директора. Сценарии бывают разные и не всегда тот или иной путь однозначно хорош и однозначно плох.

    В общем чего я? Тюнинг это Денис, по большому счету. И дело здесь не в количестве денег, увы!

    Либо предприятие использует новые технологии, либо не использует. Я же все-навсего подвел базу опорных факторов, которые формируют мировоззрение современных руководителей и пользователей. Не более! :) Причем все отлично понимают, что успех не гарантирован. Увы, я неисправимый оптимист - в своей работе привык опираться на успех тех, кто открыт для инноваций. А восторгаться мелкими шагами тех, кто освоил давно известные фокусы лично мне кажется излишним. Это одно из глупейших свойст любой человеческой натуры - восторгаться именно подвигами...

    ОтветитьУдалить
  11. все мы играем словами как нам проще донести информацию. Думаю, что если бы они проходили обучение по Inventor'у они бы тоже много чего для себя открыли.

    ОтветитьУдалить
  12. хочу подписаться практически под каждым словом автора, все правильно и грамотно написано хочу только ввести свои личные наблюдения из опыта внедрения и обучения и не только.
    1. Я то де когда то писал на форумах что борьба с нелегальным софтом приведет к росту знаний... и? В итоге мы не имеем знания но имеем сотни, тысячи.... куплены версии LT, ZVCAD и бурно развивающийся nano (тут можно и нужно написать хороший пост про тенденцию НАНО в России).
    2. По внедрению, на самом деле я столкнулся с другой проблемой, когда директор все просчитал ему выгодно внедрить он готов, но естественно сотрудники неготовы, а главное нет базы управления. Что я имею виду:
    - Самая большая проблема это ГИП и ГАП, они "архи" важные специалисты и им неважно как что то будет сделано, но если будут проблемы то винтовых они быстро найдут. Привычка мерить работу вычерченными листами и т.д.т. приводит к полному не понимаю распределения работы.
    - Низкая база знаний современных технологий и фраза "возьми перечерти так будет быстрее" приводит в тупик любые внедрения
    - И конечно генеральная фраза "я недоверию компьютеру лучше пересчитать вручную"

    к чему я это все, а к тому что нужна хорошая база не только исполнителей но и грамотных менеджеров, которые могу загрузить работой людей понимая что происходит, а вот на курсах увидеть "занятого" ГИПа (ГАПа), дорого го стоит.
    вообще конечно ситуация печальная, но думаю без примеров нормальной работы никто не пошевелиться, так как нельзя даже сказать "вот они работают и все замечательно"!

    ОтветитьУдалить

Технологии Blogger.